×

Mercedes-Benz – 130-летняя история яркого бренда с идеей, заведомо обреченной на успех

Известная автомобильная марка Mercedes-Benz занимает одно из ведущих мест среди немецких автоконцернов. Он входит в тройку немецких представителей, которые лидируют по производству и продажам премиальных машин по всему миру.

Истоки образования компании – 1926 год

История Мерседес начинается с образования двух автомобилестроительных компаний – Benz и Daimler. Вначале пути они действовали отдельно, но в 1926 году силы были объединены для улучшения позиций на рынке. Рождение первой из них датируется 1886 годом, когда Карл Бенц смог создать первый трехколесный автомобиль, оснащенный бензиновым двигателем внутреннего сгорания. Уже тогда он показывал отличные способности и имел огромный опыт работы с машинами. В 1878 году он смог создать двухтактный мотор, что позволяло избавить транспортные средства от лошадей. Официально первый двигатель он создал в 1879 году. Конечно, его изобретение было не сразу признано, поэтому длительное время ему приходилось сменять партнеров. Большинство из них были уверены в провальности идеи. Скептическое отношение к своему детищу заставляло Бенца прощаться с очередными партнерами.

В итоге, 29 января 1886 года Бенц запатентовал свое изобретение – трехколесный автомобиль. В конструкции был предусмотрен горизонтально установленный двигатель с одним цилиндров. Его вес достигал около 100 килограмм, что было рекордно мало, по сравнению с другими аналогами того времени. Объем приравнивался к 954 «кубам», а мощность составляла всего 0,55 кВт при 400 об/мин. Ему удалось достигнуть высокого уровня. Некоторые элементы, запатентованные тогда до сих пор используются в автомобилестроении, например, коленчатый вал с противовесами, электрозажигание и гидроохлаждение. Расход такого ТС составлял 10 литров на 100 километров.

Первые шаги компании и появление Mercedes-Benz

Время шло, поэтому компания вынуждена была что-то предложить рынку. В 1893 году «Бенц» приступает к выпуску классических четырехколесных автомобилей. В основу берутся трехколесные аналоги. Конечно, выглядели они старомодно, но это не мешало им показывать долговечность и практичность. К тому же, выпущенные авто были еще и практичными. Мерседес фото того времени сохранились и до наших дней.

Немного позже Бенц расширил количество цилиндров в двигателе до двух. В 1900 году компания переживала трудности с экономикой, поэтому пришлось обратиться за помощью к иностранным разработчикам. Инженеры были приглашены из Франции и Германии. Со временем положение стабилизировалось, но союз уже представил на рынок четырехцилиндровые моторы.

В 1909 году был создан гоночный автомобиль Blitzen Benz с 200 лошадиными силами, который отличался потрясающей аэродинамикой и включал двигатель объемом 21,5 тысяч куб.см.

В то же время (1890 год) Готлиб Даймлер основывает компанию Daimler-Motoren-Gesellschaft, которая начинает свою деятельность сразу с четырехколесного автомобиля. За его созданием стоит Даймлер и Вильгельм Майбах. Первое время компания оставалась не популярной и малопродаваемой, но после выхода Mercedes-35hp все изменилось. Марку, наконец-то, заметили. Авто сначала позиционировался в качестве гоночного, но позже перешел в разряд серийных.  Имя было получено в честь Девы Марии Милосердной, которое на французский манер звучит как Maria de las Mercedes. Двигатель Мерседес мог развить огромную по тем временам скорость до 75 км/ч.

Развитие марки в России – 1890 год

В отличие от большинства марок развитие компании почти сразу было сопряжено с представительством в России. В 1890 году компания начинает поставку в нашу страну собственных моторов. В 94-м на рынок привозят первый автомобиль Бенц, который рассчитан только на двух ездоков, а объем доступного двигателя не превышает 1,5 литров. Через год в Северной столице продается первый автомобиль Бенц, а на его основе начинается собственное производство, которое получает продолжение на «Бензиновой и газомоторной фабрике».

Спустя 16 лет Daimler-Motoren-Gesellschaft перебирается в Москву, где им удается заслужить доверие со стороны императорского двора и они официально представляют собственный первый салон в столице. И уже к Первой мировой войне имеют огромные наработки. Например, широкую моторную гамму, которая включает в себя множество вариаций, объемом от 1 568 до 9 575 куб.см. Модельный ряд насчитывает несколько роскошных автомобилей, под капотом которых показались двигатели с бесклапанным распределением газа. В 1923 году компания работает над созданием компрессора. К ним в компанию приходит Фердинанд Порше, под руководством которого создается Mercedes 24, который позже будет переименован в Mercedes-Benz Type 630. В этом же году компания открывает представительство в Москве и занимает первое место в испытательном пробеге.

Слияние двух компаний  — 1930-е года

После Первой мировой войны Германия переживала не лучшие финансовые времена. Экономический кризис заставляет две компании Benz и Daimler вести переговоры о сотрудничестве, которые привели к созданию автомобилестроительного предприятия Diamler-Benz в 1926 году. Во главе конструкторского бюро встает Фердинанд Порше, который лично руководит совместными разработками и совершенствует компрессор для 24-го, ставшего прародителем Мерседес S-серии. Главными достоинствами этой модели считалось совмещение мощности, спортивности, комфорта и маневренности. Появление этой модели дало двойную победу на гоночных соревнованиях. В узких кругах модель получила название «Белый Слон» за габариты.

Все меняется, когда Порше в 1928 году решает организовать собственную компанию. На его место приходит Ганс Нибель, продолжая развивать основные направления, заданные предшественником. В итоге, на свет выходит Mannheim 370 с V8 на 4,9 литра. В противовес ставится 6-цилиндровый 3,7-литровый двигатель Nürburg 500. В 30-е годы создается уникальная серия автомобилей специально для верховного правительства.

Ганс Нибель внес собственный вклад в развитие марки. В его время выходят удачные модели, например, малолитражка 170 с независимой передней поддержкой, 140-сильнный спортивный автомобиль 380 с турбированным мотором, 130 с двигателем, расположенным в задней части. Мерседес задний привод тогда был актуален. В последствии пост Нибеля сменит Макс Зайлер, начавший свой пусть с модели 170V. Именно в его годы появился Мерседес дизель — Mercedes-Benz 260 D. Его официально представили публике только в 1936 году. Он выпускался до Второй мировой войны, пока мощности завода не пустили на производство военной техники.

Влияние Второй мировой войны на развитие компании

Вторая мировая война принесла проблемы всем существующим производителям. Все заводы перешли на режим боевой готовности и специализировались на выпуске исключительно военной техники. Большинство предприятий погибло в результате бомбардировок. В 1945 году совет директоров приходит к неутешительным выводам, что Daimler-Benz лишился всех физических активов.

Восстановление проходило крайне медленно, поскольку финансовая ситуация была критична, а работников было крайне мало. К тому же основной модельный ряд сильно устарел за прошедшие годы. Первым автомобилем, призванным воскресить производство, стал седан W136, потом W 191 и W 187, который в дальнейшем переименовали в 220. К 1955 году компания смогла восстановить свое влияние на рынке. В период 1946-1969 года в советские страны экспортируются Мерседес грузовой20 штук, легковой – 604, автобусы – 7 экземпляров. Помимо этого СССР встречает 14 автомобилей Unimod.

Конечно, в это время никто не говорит о восстановлении репутации, как производителя роскошных автомобилей. Финансовые и инженерные проблемы накладывают свой отпечаток и кажется, что былая успешность осталось в прошлом. Но, руководство идет на риск, представляя в ноябре 1951 года на Парижском автосалоне лимузин со 300 «лошадьми». В итоге, яркая внешность, ручная сборка высокого качества, наличие телефона и радио, вызывают фурор у политиков, бизнеса и знаменитостей. В итоге, один экземпляр сразу был выкуплен федеральным канцлером ФРГ Конраду Аденауэром, в честь которого авто стали называть «Аденауэрами».

Среди ярких новинок послевоенного времени выделился Мерседес купе300 SL  с оригинальными «крылатыми» дверями. В то время авто создавался для спортивных соревнований, но уже в 1954 году стал дорожной версией транспортного средства. Спустя три года появилась одна из его модификаций. Родстер стал «любимцем» Элвиса Пресли.

Знаковые автомобили бренда – 70-90-е года

В 1975 году начал формироваться модельный ряд, который получил прозвище «бочка». В начале следующего десятилетия на арену выходит модель 190. Спустя несколько лет она будет заменена на Мерседес С-класс. Именно тогда возникает популярная модель Мерседес 124, чья история затянется до 1997 года.

С течением времени и накоплением большего капитала производитель получает огромный модельный ряд, где каждая следующая модель популярнее предыдущей. На рубеже 2000-х годов возникают модели W210, W211, W212, вошедшие в Мерседес Е-класс. В 1995 году компания выпускает первое поколение коммерческих минивэнов – W638 или Мерседес Вито, а спустя год выходят тяжелые грузовики и сидельные тягачи семейства Мерседес Актрос.

В 1998 году вновь происходят перемены. Компания продает контрольный пакет акций американской компании Chrysler. В результате, им удается получить огромный доступ к американскому рынку. Правда, бренду пришлось пожертвовать названием, которое сменилось на Daimier Chrysler. Сотрудничество продолжалось в течение 10 лет, разбившись о снижение благосостояния компании Chrysler. Обратная продажа акций возвращает имя Daimler AG.

Середина 90-х так же сопровождалась изменением политики. Концерн попытался перейти со стороны роскоши на доступность. В итоге, качество автомобилей значительно снизилось. Первой попыткой стал компактный родстер SLK и облегченная версия SL. Отличительная особенность – цельнометаллический верх, ставший первым в истории бренда. Он убирался в багажник за 25 секунд. Дальше последовало появление внедорожника М-класса и компактный W168 (А-класс).

В 1999 году случается переворот в отношении экстерьера собственных автомобилей. DaimlerChresler покупает тюнинг-компанию AMG. Конечно, речь идет только об официальном статусе. На деле Мерседес АМГ выходил еще с 1992 года. В итоге, эту приставку стали использовать для подчеркивания дороговизны альтернативы. Десятилетие завершилось выходом Мерседес GL и S классов, разъединенных в 1998 году. Эти линейки позволили полностью раскрыть нишу компактности и создать экономичные модели. Позже автомобили обретут современную эргономику, станут удобнее за счет компактных приборов.

Новые модели XXI века – 2000 года – н.в.

Переход в новое тысячелетие стал для компании непростым периодом. К этому моменту все используемые сложные приборы начали часто ломаться, что приводило к упадку продаж. В итоге, производитель выпускает новую модель, долгожданную замену SL – R230, который наследует складывающийся багажник. Позже модели начинают активно «развиваться», а на базе спортивных авто, созданных для Формула 1, создается «черная серия» — СЛ65 АМГ.

В мае 2002 года открывается ниша Мерседес GLK, который в 2015 году будет заменен на Мерседес GLC. А пока, новинка сочетает в себе спортивное купе, кабриолет и версию GL. В 2003 году выходит спортивная версия DTM в лимитированной версии ограниченной 100 экземплярами. В 2005 компания пополняет нишу минивэнов, и на рынок приходит Мерседес Б-класс с моделью Т245, который впоследствии отправился на завоевание американского рынка. Российский рынок получил GLS, расшифровывающийся как особый легкий комфорт. Седан с внешним видом спортивного купе. На следующий год устаревший Vito заменят на Мерседес Виано.

Развитие популярности идет стремительно. В 2012 году проводятся многочисленные ресталинги, в том числе и изменение W212 Е-класса, который будет впоследствии назван самым значительным за всю историю марки. В 2013 году на Гамбургской выставке показывают несколько версий седана, купе, кабриолет, но сердце публики отдано роскошной версии — Мерседес Майбах. В 2013 году в Европе стартует продажа X156, возглавляющий Мерседес GLA, который будет наменирован на звание лучшего автомобиля года, а в конце года придет в Россию по доступной цене в 1,38 млн рублей.

Последние новости, которые были опубликованы в прессе касаются появления кемперного прицепа для Мерседес Спринтер. В 2019 году презентован прицеп общей массой чуть больше 3 тонн.

Автор: Наталья Плотникова

Нет больше статей