АЗЛК-2141, или «Москвич» — это популярный в недавнем прошлом хэтчбек, который отличался просторным салоном и багажником. На базе советской модели было создано целое семейство автомобилей, в состав которого вошел даже пикап. Еще до начала разработки «Москвича» к проекту должна была подключиться компания Porsche. Более того, она ранее занималась модернизацией автомобилей АЗЛК. Но несмотря на достаточно богатую историю, «Москвич» относительно недолго был представлен на рынке, хотя со временем его конструкцию пополнили агрегаты Renault и Ford.

АЗЛК-2141 «Москвич»

Особенности

АЗЛК-2141 — это во многом нестандартный для советской промышленности автомобиль. Данная особенность отчасти обусловлена тем, что часть истории развития данной модели пришлась на 1990-е годы. Поэтому неудивительно, что автомобиль за время существования поменял несколько моторов. Так, изначально он комплектовался силовыми агрегатами АЗЛК, включая один турбодизельный. Причем объем каждого из них составлял 1,8 литра. Однако в начале 1990-х годов автомобили перевели на менее объемные двигатели Уфимского автозавода. А в конце истории «Москвича» его комплектовали моторами сначала Ford, а затем — Renault. То есть за время существования этой модели было выпущено большое количество разных модификаций. Однако дизайн автомобиля претерпел меньше изменений. Более того, московский автозавод выпускал некоторое время «Москвичи» повышенной проходимости.

    Замена моторов была обусловлена во многом финансовым кризисом, который начался еще во второй половине 1980-х годов. Из-за него конструкторы не смогли довести до серийного производства указанные двигатели (они фактически были установлены на небольшом количестве автомобилей). Также не удалось запустить в работу завод, который построили рядом с московским предприятием. Хотя он был готов практически на 95%. В качестве прототипа для первого экземпляра АЗЛК-2141 был выбран хэтчбек Simka 1307, признанный автомобилем года в 1978-м. Его разработкой занимался Chrysler, хотя машина была французской. Выбор в пользу «Симки» сделало руководство Минпромторга, но конструкторы московского автозавода были недовольны этим прототипом. Поэтому итоговый «Москвич» был похожим на французскую модель только внешне.

    Интересно то, что еще до выхода на рынок АЗЛК-2141 к разработке автомобиля могли привлечь компанию Porsche. До этого она занималась модификацией «Москвича»-412, который поставлялся на европейский рынок. Но в итоге от сотрудничества с Porsche решили отказаться, так как это повлекло бы за собой большие расходы. Отказ от слепого копирования французского прототипа сделал АЗЛК-2141 во многом уникальным автомобилем своего времени. Спереди у советской модели располагались стойки МакФерсон, а двигатель размещался параллельно. Такая компоновка в то время встречалась нечасто. Она была характерна для модели Audi 100. При этом задняя подвеска у советской машины была иной. То есть при разработке АЗЛК-2141 инженеры попытались взять лучшие конструктивные решения, которые могли быть реализованы в подобном автомобиле.

    За сравнительно небольшую историю «Москвича» конструкторы выпустили несколько оригинальных модификаций данной модели. Был, в частности, разработан прототип седана. Однако директор московского автозавода В. Коломников намеревался оснастить такую модель новым 95-сильным мотором, который был только в проекте. В итоге двигатель не смогли запустить в серийное производство, поэтому седан так и не вышел на рынок. Однако прототип этой модели в итоге послужил основной для создания целого семейства автомобилей: «Князь Владимир», «Юрий Долгорукий» и «Калита». Впрочем, и указанные машины недолго пробыли на рынке из-за очень низкого спроса. Это объяснялось плохим качеством автомобилей, которые продавались по высокой цене.

    В рамках работы по созданию и модернизации АЗЛК-2141 применялись разные подходы. В итоге были созданы прототипы универсала, пикапа, полноприводного хэтчбека и других машин. Но из-за того, что столичное предприятие в итоге не смогло выдержать конкуренцию и справиться с финансовым кризисом, «Москвич» и последующие автомобили, созданные на его базе, ушли в историю. То есть АЗКЛ-2141 мог бы стать прототипом для большого количества машин, так как в его конструкции было заложено множество оригинальных технических решений.

    К содержанию ↑

    История создания

    В начале 1960-х годов в СССР возникла острая потребность в массовом и сравнительно недорогом автомобиле. Это привело к разработке «Москвича 408», который создавался с использованием иностранных инновационных технологий. В 1967 году на советский рынок вышел «Москвич 412». Оба автомобиля хорошо приняли как в СССР, так и в Европе, где их немного модернизировали с учетом местных требований. Однако из-за того, что эти модели получились удачными, развитие линейки продукции столичного автозавода было фактически остановлено. А. А. Федорович, который был главным конструктором предприятия в то время, считал, что «Москвичам» нужна только незначительная доработка. Но когда руководитель автозавода ушел на пенсию, его сменил И.К. Чарноцкий, который предоставил своим инженерам практически полную свободу действий.

    В результате к 1975 году был подготовлен прототип С1, который отличался оригинальным угловатым кузовом. В нем уже прослеживались некоторые детали, которые в дальнейшем были применены в АЗЛК-2141. Автомобиль проекта С1 во многом был инновационным. Так, в нем реализовали длинные, низко расположенные лонжероны нестандартной формы, которые эффективно поглощали энергию при фронтальном столкновении. То есть данная модель оказалась более безопасной, чем предыдущие «Москвичи». В ходе проектирования автомобиля возникли сложности из-за установки мотора. Изначально планировалось, что на данную модель будут оснащать двигателем, который выпускает Уфимский завод. Но конструкция прототипа С1 не позволяла его внедрить в автомобиль. В итоге разместили двигатель продольно, что в то время рассматривалось как нестандартное решение.

    Прототип С1 получил уникальную коробку передач, в которой первичный и вторичный валы располагались почти на одной высоте, а не друг над другом. Благодаря этому удалось занизить капот. К 1975 году инженеры московского автозавода создали фактически готовый к производству автомобиль, который пока фигурировал с индексом С2. В то же время было принято решение сделать машину более простой. В итоге на свет появился еще один прототип, получивший индекс С3. Но в 1976 году Минпромторг привез на московский автозавод экземпляр французской модели Sinka 1308. Чиновники решили, что предприятие должно скопировать западный автомобиль и создать на его базе собственный. Конструкторы и дизайнеры предприятия оскорбились таким предложением. Однако некоторые другие участники проекта приводят иную информацию. По их словам, Simka 1308 использовалась скорее для того, чтобы ускорить разработку автомобиля.

    Идею использования французской модели активно продвигал Виктор Поляков, который стоял у истоков «АвтоВАЗа». Он руководил не только строительством Волжского автозавода, но и создал условия для того, чтобы предприятие всего за 2 года после запуска наладило действительно массовое производство машин. В середине 1975 годов Поляков занимал пост министра автомобильной промышленности. В итоге советские инженеры действительно взяли французский автомобиль за основу. Но они переделали переднюю часть кузова и разместили продольно двигатель собственной разработки. Благодаря «французу» прототип автомобиля, который вышел в дальнейшем на рынок как АЗЛК-2141, был создан всего за 4 месяца. Это примечательно еще и тем, что за указанный срок инженерам удалось пересмотреть компоновку хэтчбека. Изначально АЗЛК-2141 создавался как заднеприводный автомобиль (в то время рассматривалась и полноприводная модификация). Но, взяв за основу французскую модель, конструкторы превратили «Москвич» в переднеприводную машину.

    В октябре 1977 года завершились работы по созданию прототипа будущего АЗЛК-2141. Этот автомобиль был отправлен во Францию, где он был встречен, как минимум, с удивлением. Дело в том, что у АЗЛК-2141 аэродинамика кузова была лучше, чем у Simka. Советская модель превзошла свой прототип и по ряду других параметров. Данная ситуация была необычной еще и потому, что при разработке АЗЛК-2141 советские инженеры не прибегали к помощи аэродинамической трубы. То есть они фактически на бумаге создали автомобиль, который превзошел прототип. Несмотря на то, что АЗЛК-2141 создали в 1977 году, его серийная версия вышла на советский рынок только в 1985 году. В течение восьми лет конструкторы и другие участники проекта проводили испытания, в ходе которых подбирали оптимальные подвеску, материалы внутренней обшивки и другое. Производство АЗЛК-2141 велось до 1998 года. К тому моменту московский автозавод освоил выпуск других моделей, созданных на базе данного «Москвича».

    К содержанию ↑

    Легенды, связанные с АЗЛК-2141

    Долгое время среди советских автомобилистов ходила легенда, согласно которой конструкторы московского автозавода не смогли самостоятельно разработать этот «Москвич». Отчасти данный миф появился из-за того, что в ходе создания АЗЛК-2141 рассматривались разные варианты проектов, в том числе и с использованием иностранных машин как прототипов.  Плюс ко всему, в конструкции этой модели действительно использовались конструктивные решения, позаимствованные у Simka 1308. Второй миф тоже связан с французским хэтчбеком. Среди автомобилистов ходила легенда, что АЗЛК-2141 — это машина, которую полностью скопировали с Simka 1308. Но в действительности сходство между обеими моделями минимальное. От «француза» хэтчбек позаимствовали только переднюю часть кузова и переднеприводное исполнение.

    Также считалось, что АЗЛК-2141 был самым дорогим советским автомобилем. Это обусловлено скорее тем, что данная модель позиционировалась как машина более высокого класса, чем любая продукция «АвтоВАЗа». Поэтому АЗЛК-2141 продавали за 9000 рублей. Но в действительности на советском рынке были более дорогие автомобили. Например, за ГАЗ-24-10 просили 16 000 рублей. Однако в начале 1990-х годов после появления новых моторов АЗЛК-2141 стал менее доступным автомобилем для большинства покупателей. Дело в том, что его цена достигла 20 000 рублей. Вазовская «Девятка» тогда стоила примерно на 2500 рублей дешевле. Но разница в цене объяснялась скорее тем, что АЗЛК-2141 был более престижным автомобилем.

    Также считалось, что «Москвич» очень быстро сгнивал. Данный миф отчасти верен. Первые экземпляры АЗЛК-2141, которые выпускались еще в советский период, отличались высокой прочностью. Но позднее их качество резко снизилась, из-за чего машины быстро сгнивали. Кроме того, известный советский певец Виктор Цой разбился именно на АЗЛК-2141. В результате из-за этого появился новый миф, согласно которому данная модель была небезопасной. Но в действительности это была не более, чем легенда. Еще в ходе разработки автомобиля конструкторы уделяли много внимания его безопасности.

    К содержанию ↑

    Технические характеристики

    Если прототип «Москвича» разрабатывался под уфимские моторы, то первые экземпляры этой модели должны были получить двигатели, производство которых планировали наладить в Москве. Речь идет о трех агрегатах объемом 1,8 литра, которые конструктивно походили друг на друга. Это 2 бензиновых мотора и один турбодизельный. Однако серийные экземпляры АЗЛК-2141 оснащались двигателями на 1,5 литра, которые выпускались в Уфе. Заявленная мощность такого агрегата составляла 72 л.с., крутящий момент — 105,8 Н*м. Это был мотор карбюраторного типа с восемью клапанами. В первые 2 года производства АЗЛК-2141 комплектовался еще и вазовским двигателем на 1,6 литра. Его максимальная отдача составляла 76 л.с., крутящий момент — 121 Н*м.

    С 1994 года «Москвичи» перешли на уфимские двигатели объемом 1,7 литра, развивающие до 85 л.с. и 133 Н*м. Незадолго до ухода с рынка АЗЛК-2141 вновь перешел на вазовский мотор. Его объем составлял 1,7 литра, мощность достигала 83 л.с., тяговый момент — 130 Н*м. Все указанные агрегаты был карбюраторного типа. С указанными двигателями предлагалась 5-ступенчатая механическая КПП. Также некоторые экземпляры АЗЛК-2141 оснащались турбодизельным двигателем Ford объемом 1,8 литра. В конце истории «Москвича» его комплектовали моторами Renault на 2 литра.

    Основу АЗЛК-2141 составляли передняя независимая подвеска и задняя зависимая с пружинами, дополненная продольными рычагами, поперечной тягой и стабилизаторами. Такая компоновка обеспечивала высокую устойчивость и маневренность. Автомобиль комплектовался рулевым управлением с боковыми тягами и самодвижущимся реечно-шестеренчатым механизмом. Спереди у хэтчбека размещались дисковые тормоза, сзади — барабанные. В механизме тормозной системы предусматривался еще и ваккуумный усилитель, благодаря которому нажатие педаль было более легким. Длина АЗЛК-2141 составляла 4350 мм, ширина — 1690 мм, высота — 1400 мм. Размер колесной базы достигал 2580 мм, дорожного просвета — 163 мм. Были также версии с большим клиренсом и полным приводом. Но они почти не поставлялись на рынок.

    К содержанию ↑

    Производство

    Производство АЗЛК-2141 велось на московском автозаводе. В первый год предприятие смогло выпустить только 5244 экземпляра этой модели. В дальнейшем объемы сборки постепенно увеличились, пока к 1989 году автозавод не вышел на проектную мощность. Тогда предприятие выпустило 74058 экземпляров АЗЛК-2141. Несмотря на непростую ситуацию в начале 1990-х годов автозаводу удавалось сохранять сравнительные высокие объемы производства. В результате за все время существования автомобиля предприятие смогло собрать более 700 тысяч АЗЛК-2141. Отметим, что здесь учитывается также «Святогор», который выпустили сравнительно небольшим объемом.

    К содержанию ↑

    Версии автомобиля

    Серийным стал только хэтчбек АЗЛК-2141. Но на автозаводе разрабатывались также универсал, который превратили в санитарный автомобиль (был выпущен ограниченным тиражом), и седан, так и не поступивший на конвейер. Первую модель также переработали в пикап, который тоже не появился на рынок. Кроме того, разрабатывалась полноприводная версия, которая не получила поддержку со стороны руководства предприятия.

    К содержанию ↑

    АЗЛК-2141 сейчас

    Этот «Москвич» во многом был революционным автомобилем. По техническим характеристикам и ходовым качествам он не только не уступал многим иностранным аналогам, но даже превосходил некоторые из них. Но развитие АЗЛК-2141 остановилось с развалом предприятия. Технические решения, реализованные в этом автомобиле, могли быть реализованы в более современных машинах. Тем более, что ряд конструктивных решений обеспечивал действительно высокий уровень безопасности (фото: «Москвич»).

    К содержанию ↑

    Нет больше статей