Сегодня большинство россиян не могут представить свою жизнь без личного автомобиля. Однако такой большой выбор транспортных средств был не всегда. До Второй мировой войны стать обладателем машины, по сути, можно было только за особые заслуги перед Родиной. Изменить это положение вещей смог «Москвич-400». Он оказался первым «народным» автомобилем, который могли приобрести рядовые граждане. «Малолитражку» начали разрабатывать сразу после войны, причем построить машину удалось в рекордно короткие сроки. Причина в том, что прототипом для нее стал немецкий Opel Kadett. Сам автомобиль оказался очень надежным и ремонтопригодным, а высокий клиренс модели позволял эксплуатировать ее в разных уголках Советского Союза.

«Москвич-400»

Особенности

«Москвич-400» — это по-настоящему знаковая машина для нашей страны. Он буквально изменил автомобильную промышленность. Дело в том, что эта модель стала первой, которой смогли купить обычные граждане. В те времена личный транспорт был разве что у партийных деятелей. Еще до войны руководству страны было понятно, что автопрому пора осваивать модель «индивидуального использования». Доводы тогда были следующими: личное транспортное средство могло бы стать отличным поощрением, а также служить целям подготовки водителей для армии и сельского хозяйства.

    Так вот, в те годы стать обладателем личного транспорта можно было только двумя способами: приобрести его через профсоюзную организацию или в комиссионном магазине. В первом случае за плечами у гражданина должны были быть какие-то серьезные заслуги, а во втором – это была подержанная модель. Еще теоретически ЗИС-101 можно было выиграть в лотерею. Но все это были единичные случаи, так как в основном все «легковое», что выпускалось заводами, распределялось по организациям и предприятиям. Иногда машины передавали людям, которые имели особые заслуги перед Родиной – ученым, артистам, передовикам производства и проч.

    «Москвич-400» в свою очередь оказался первой «народной» моделью. Его стоимость составляла 8 тысяч рублей. К слову, средняя заработная плата в конце сороковых была 605 рублей. Таким образом, «Четырехсотый» стоил 14 зарплат. Конечно, это были большие деньги, но вполне подъемные, особенно на фоне ценников на другие автомобили. К примеру, ГАЗ М-20 «Победа» стоила 16 тысяч рублей, а ЗИМ (ГАЗ-12) – 40 тысяч рублей. В начале новый «Москвич» не пользовался высоким спросом, так как после войны многим было не до машин, но уже после за ним стали выстраиваться целые очереди.

    И это несмотря на то, что первые экземпляры автомобиля обладали очень простым исполнением. А машины был маломощный 23-сильный двигатель и аскетичный салон, в котором отсутствовал даже отопитель. Зато благодаря простой конструкции модель оказалась очень надежной. Да и ремонтировать ее оказалось просто, так как доступ к самым важным узлам был максимально легким. Более того, автомобиль постоянно совершенствовался и улучшался, что сделало его еще более востребованным.

    К содержанию ↑

    История создания

    Сразу после того, как закончилась Вторая мировая война, руководство Советского Союза решило начать производство отечественной машины, которая бы предназначалась для частных лиц. К слову, в СССР в те времена подобных моделей было очень мало. Выпуск автомобиля решили наладить в столице. Там уже работали над схожей машиной марки КИМ. Осталось только определиться, какое именно транспортное средство выпускать. Логично предположить, что базовая модель должна быть немецкой. Дело в том, что на разработку такого автомобиля не потребовалось бы много времени, ведь у СССР были все станки и документация.

    Что интересно, последнее слово в этом вопросе было не за конструкторами и испытателями. В этом случае машина была бы выпущена раньше, так как она была готова еще до принятия резолюции. Основой для автомобиля послужил Opel Kadett. Разработка «Москвича» происходила под началом полковника Светлова, а его заместителем стал Сороко-Новицкий. Согласно документации, к созданию машины приступили 10 октября 1945 года. Для этой цели было закуплено несколько экземпляров Kadett. Формально первый образец был готов 1 августа 1946 года. А пробную партию изготовили в начале зимы. Примечательно, что инженеры разработали не только стандартную модель, но и несколько оригинальных модификаций, которых не было у прототипа.

    К содержанию ↑

    Легенды, связанные с «Москвич 400»

    О создании модели «Москвич 400» написано несколько книг. И что интересно, их авторы придерживаются разных мнений на этот счет. В частности, Юрий Долматовский в книге «Мне нужен автомобиль» говорит о том, что машина была построена по документации и на оборудовании, вывезенном с завода Opel в немецком Рюссельсхайме. Но многие эксперты задаются вопросом, как это стало возможно, ведь чертежи на Kadett могли быть спрятаны немцами или уничтожены во время бомбежек. Лев Шугуров в книге «Автомобили России и СССР» утверждает, что бумаги удалось чудом восстановить из уцелевших остатков. А вот генеральный конструктор МЗМА (АЗЛК) с 1949 года А.Ф. Андронов заявляет, что чертежи «Москвича 400» создавались самостоятельно.

    Скорее всего, правда в этом вопросе находится где-то посередине. После войны Советский Союз получил право на использование части промышленного оборудования поверженной Германии. Включая то, что находилось на заводе в Рюссельсхайме. Но проблема в том, что там почти ничего не осталось. Да и во время войны здесь выпускались не машины, а авиационные детали. При наступлении предприятие сильно разбомбили британские ВВС. Поэтому СССР достались только уцелевшая оснастка для производства шасси и кузова 2-дверной версии модели. К восстановлению утраченного были привлечены немецкие специалисты, которые работали совместно с советскими конструкторами над автомобилем.

    Еще один интересный момент, связанный с «Москвичом 400», заключается в том, что практически сразу после начала масштабного производства автомобиля его начали отправлять на экспорт. Машина продавалась в Китае, Финляндии и Польше. Однако «фишка» заключается в том, что на экспорт автомобиль отправился в 1948 году, а государственные испытания он прошел только в 1949 году, когда уже модель носила статус серийной.

    Одним из знаменитых владельцев модели «Москвич 400» был Алексей Баталов. К слову, данный автомобиль даже стал ярким персонажем фильма «Москва слезам не верит», где актер сыграл главную роль. И хотя в киноленте Баталов не сидел за рулем «Москвича», он был к нему неравнодушен. Дело в том, что такая же машина была первой в его водительской карьере. Автомобиль он купил за деньги Анны Ахматовой. Великая поэтесса была подругой его матери и долго жила в их доме. Ахматова дала Баталову деньги на покупку одежды, а он пригнал домой «Четырехсотый».

    К содержанию ↑

    Технические характеристики

    «Москвич 400» оснащался 1,1-литровым бензиновым двигателем, который размещался спереди продольно. Его максимальная отдача составляла всего 23 лошадиные силы при 56 Н*м крутящего момента. Этот мотор был карбюраторного типа. Его диаметр цилиндра составлял 65,7 мм, ход поршня – 75 мм, а степень сжатия – 5,8. В качестве трансмиссии автомобилю была положена механическая КПП на три скорости с сухим однодисковым сцеплением. Привод – задний. Максимальная скорость, которую мог развивать автомобиль с такой связкой двигатель-КПП, не превышала 90 км/ч. При этом тратила машина сравнительно немного топлива – около 9 литров. К слову, в бензобак советской модели вмещался 31 литр горючего. Длина автомобиля составляет 3855 мм, ширина – 1400 мм, а высота – 1525 мм. Расстояние между осями достигло отметки в 2340 мм. Клиренс равен 195 мм.

    Необычной чертой автомобиля можно назвать наличие независимой передней подвески типа Дюбонне. На первых экземплярах советской модели было выявлено несколько конструктивных недостатков кузова. В частности, на основном металле появлялись трещины, ломались замки и ручки, отклеивалась обивка потолка, была недостаточная антикоррозийная защита и проч. Поэтому советским инженерам пришлось внести ряд доработок в машину. В период 1948-1953 годов удалось повысить ее долговечность, повысить эксплуатационные качества, а также снизить вес. В 1951 году «Москвич 400» наделили новой КПП с синхронизатором. Рычаг коробки установили на рулевой колонке, а не на полу, как ранее.

    В 1952 году инженеры внести в автомобиль еще ряд конструктивных изменений, благодаря чему повысился пробег до капитального ремонта. А еще через 2 года был модернизирован силовой агрегат машины. Его отдачу повысили до 26 л.с. Эта модификация модели получила индекс «401». Кроме того, данному варианту исполнения досталась другая трансмиссия с синхронизаторами на второй и третьей передачах. А внешне автомобиль изменился за счет указателей поворота на передних крыльях.

    К содержанию ↑

    Производство

    Производство машины было налажено на столичном автозаводе. Первый экземпляр «Четырехсотого» был полностью собран в декабре 1946 года. Данная модель относилась к бюджетному сегменту и не имела особых удобств. У нее был узкий салон, багажник без дверцы и отсутствовал отопитель. Зато машина могла похвастаться крепкой конструкцией и высоким клиренсом. Но специалисты предприятия постоянно работали над автомобилем, совершенствуя его. Спустя полгода к бамперу прикрепили звуковой сигнал, затем поменялось расположение рычага КПП. А еще позже инженерам пришла мысль увеличить мощность его силового агрегата.

    За все время существования модели на конвейере было произведено 216 006 седанов, 17 742 кабриолета, 11 129 фургонов, а также несколько опытные версий машины, которые так и не пошли в серию. Что интересно, сборка автомобиля росла рекордными темпами. Юбилейный 10-тысячный «Москвич» выпустили в 1950 года. А вскоре годовой объем производства достиг 35-50 тысяч экземпляров. У автомобиля даже была своя собственная специальная модификация. Ее выпустили в 800-летию Москвы. Юбилейная партия получила миниатюрный геральдический щит на левой боковине капота. Последний «Москвич» с индексом «401» собрали 20 апреля 1956 года.

    К содержанию ↑

    Версии автомобиля

    Как и любой автомобиль, «Москвич 400» выпускался в разнообразных модификациях. Вот основные из них:

    • МЗМА-400-420 – 4-дверный седан, производившийся с 1946 по 1954 годы;
    • МЗМА-400-420А – 4-дверный кабриоседан (у машины был открытый верх, но при этом сохранялись боковины и рамки дверей со стеклами), выпускался в 1949-1954 годах;
    • МЗМА-400-420Б – версия с ручным управлением, предназначенная для людей с ограниченными возможностями;
    • МЗМА-400-422 – автомобиль в кузове фургон, каркас которого был изготовлен из дерева, выпускался с 1948 по 1956 годы;
    • МЗМА-400-420К – шасси, на которое можно установить изотермические кузова различной конструкции;
    • МЗМА-400-420М – машина для оказания медицинской помощи на дому;
    • МЗМА-401-420 – модернизированная версия седана, сходила с конвейера в 1954-1956 годах;
    • МЗМА-401-420Б – обновленная модификация для инвалидов;
    • МЗМА-401-422 – деревометаллический фургон, выпускавшийся с 1954 по 1956 годы.

    И это только основные версии автомобиля. Что интересно, на базе первой модификации «Москвича» одно время выпускались кабриолимузины. Их изготавливали по немецкому образцу. В довоенные годы машины в таком кузове пользовались там высоким спросом и присутствовали в линейках многих марок, включая Opel. Подобные автомобили продолжали собирать и после войны. Нередко в виде конверсий серийных моделей силами небольших кузовных ателье. Что интересно, оригинальный кабриолимузин Kadett был оснащен 2-мя дверями. А «Москвич» в свою очередь был спроектирован на базе 4-дверного седана.

    Между тем, кабриолеты так и не стали востребованы в Советском Союзе. И это несмотря на беспрецедентное для тех времен стимулирование спроса путем снижения рыночной стоимости машин с открытым верхом. Хотя производство таких автомобилей было немного дороже в сравнении с ТС с закрытым верхом. Причина отсутствия спроса – банальна. Кабриолет был просто непрактичным автомобилем, учитывая климатические особенности большей части страны. Его довольно активно покупали разве что в южных республиках СССР. В последствие кабриолеты часто переделывали, приваривая им крышу. Хотя в последние годы наблюдается обратная тенденция. Владельцы обычного «Четырехсотого» спиливают ему крышу, чтобы выдает его за уцелевший кабриолимузин. Между тем, последних, реально выпущенных на заводе, по всему миру в наши дни насчитываются единицы.

    Кроме того, было несколько опытных вариантов «Москвича», но ни один из них так и не вышел в серию. Речь идет о модификациях:

    • МЗМА-400-421 – модель в кузове универсал, было изготовлено всего несколько экземпляров;
    • МЗМА-Э403-424 – экспериментальный седан, который отличался от обычной модели немного измененной внешностью и мотором;
    • Пикап – существовало не менее трех исполнений автомобиля, он даже получил индекс «420Б», но в серию так и не вышел. Позже индекс «Б» достался вариациям с ручным управлением.

    К содержанию ↑

    «Москвич 400» сейчас

    Даже после того, как «Четырехсотый» перестали официально выпускать, он продолжал оставаться желанным автомобилем для советских граждан. В 60-70-е года его считали «символом свободы». Да и сегодня прохожие, увидев «Москвич» на дороге, улыбаются ему. К нему относятся не как к заморскому изделию, а как к скромному труженику. Пожалуй, даже радостнее, чем 70 лет назад. Конечно, «живых» экземпляров автомобиля осталось очень мало. Многие из них находятся либо в частных коллекциях, либо в музеях ретротехники. В живую посмотреть на машину можно и на различных тематических выставках и пробегах.

    Стать обладателем «Москвича» можно и сегодня. Но стоить автомобиль будет уже не 8 тысяч рублей, как раньше. За экземпляры в хорошем состоянии на момент написания статьи просят в районе 1 миллиона рублей. А голый кузов или автомобиль в плохом состоянии готовы отдать за 150 тысяч рублей. И стоит сказать, что определенный спрос на машину есть, ведь она внесла серьезный вклад в развитие отечественного автопрома. Для многих граждан старше 40-50 лет это было первое транспортное средство в жизни. И, как уже говорилось, «Четырехсотый» — это «народная» машина. С его появлением советские граждане впервые смогли стать обладателем личного автомобиля (фото: «Москвич»).

    К содержанию ↑

    Нет больше статей