О создании более мощного седана Москвич задумывался еще во время разработки 408-го. Однако у предприятия не было в то время в распоряжении нужного агрегата. Поэтому выход модели пришлось отложить. Чуть позже такой двигатель разработал Игорь Иванович Окунев. Его не стали ставить под капот уже выпускавшейся машины, а создали новую – Москвич-412. Автомобиль оказался не только мощным, но и надежным, а также более привлекательным в сравнении с предшественником.

Москвич-412

Особенности

Москвич-412 – это легковой автомобиль малого класса, который производился с 1967 по 1997 годы. Причем на столичном предприятии его выпускали всего 9 лет, а вот на ижевском – 30. Данная модель стала последователем 408-го Москвича. Она сохранила все преимущества своего предшественника: простоту в обслуживании, долговечность и прочность. Примечательно, что первое время 412-ый считали люксовой вариацией 408-го. Однако новинка была больше, поэтому в ней с комфортом помещалось 5 человек. Также машине достались удачная конструкция и надежные узлы. Но главной «фишкой» автомобиля оказался более мощный двигатель. Вообще для своего времени Москвич был очень современной моделью, которая могла бы конкурировать даже с иномарками.

    К содержанию ↑

    История создания

    Еще на этапе планирования Москвича-408 было решено создать модификацию этой модели с более мощным силовым агрегатом. Даже осваивался спортивный вариант «Турист», который обладал открытым кузовом, называемым на итальянский марен «гранд-туризмо». Однако такой автомобиль так и не увидел свет. Причем у него даже не было собственного индекса, который получали практически все прототипы. Работы в этом направлении продолжились немного позднее, в середине 1960-х годов. Первое, что сделали инженеры, модернизируя уже выпускавшийся «четыреста восьмой», — это поставили новый двигатель. В результате Москвич-412 получился таким же бюджетным, экономичным, но при этом весьма проходимым и надежным. В результате автомобиль даже смог составить серьезную конкуренцию многим европейским представителям данного сегмента.

    Помимо этого, производитель пересмотрел тормозную систему машины. Ее улучшили за счет установки гидровакуумного усилителя. Благодаря этому автомобиль по уровню пассивной безопасности стал соответствовать всем стандартам Еврокомиссии ОНН. Естественно, что некоторые доработки пережила и внешность седана. Он оказался более симпатичным по сравнению с предшественником. В результате получился Москвич-412, который был востребован не только у советских граждан, но и с успехом поставлялся в другие страны. Причем есть мнение, что на последний фактор повлияло неоднократное и успешное участие «четыреста двенадцатого» в ралли. Его сборку наладили не только в СССР, но и в ряде европейских стран, но под другими марками.

    Но вернемся к концу 1960-х годов. Как уже понятно, 412-ый, по сути, оказался тем же 408-м, но только с более мощным силовым агрегатом. Поэтому кузов у обеих машин был одинаковым. Однако наличие более сильного двигателя не могло не сказаться на внешности автомобиля. Советские инженеры сразу подметили, что седан должен получить более широкую радиаторную решетку. Менее чем через полгода на предприятии создали новый «универсальный» кузов, который хоть и был оформлен по-старому, но идеально вписывался как на старый, так и на свежий Москвич. Также специалисты понимали, что прежняя в плане экстерьера модель с другим ДВС вряд ли будет пользоваться спросом. Поэтому автомобиль все же решили наделить более современным обликом. При этом общую конструкцию корпуса, дверных проемов и крыши менять не планировалось. Новый Москвич-412 стал сходить с конвейера в декабре 1967 года. Причем старая версия тоже осталась в производстве. К слову, свежий седан даже проходил испытания во Франции и удостоился соответствующего сертификата.

    Помимо модернизации тормозной системы производитель обновил ремни безопасности с закрепителями, а большинство деталей в салоне автомобиля было покрыто специальными мягкими материалами. Благодаря этому заметно снижался риск получения травм в случае аварии. Кстати, именно благодаря таким новшествам в имени Москвича появились буквы «ИЭ». Это положительно сказалось на конкурентоспособности модели во время экспорта в другие страны. К слову, именно «четыреста двенадцатый» известен тем, что в него вкладывались колоссальные усилия по повышению безопасности. В 1974 году бампера дополнили «клыками». Переднюю круглую оптику заменили на прямоугольную, а поворотники стали треугольными. Задние фонари получили горизонтальную ориентацию.

    Разработчик не стал нарушать фирменную «фишку» Москвича – убирать декоративные плавники. При этом радиатор закрыли клетчатой решеткой, а поворотники переместили под фонари. Автомобиль выпускали в разных вариантах исполнения. Была версия с 2-мя креслами вместо переднего дивана, что более привычно для современных машин. Между ними размещались КПП и ручной тормоз. Также седан оснащали более безопасной рулевой колонкой, которая складывалась при ударе. Но даже после модернизации у автомобиля оставался серьезный недостаток. Это был все тот же многострадальный кузов. Новый Москвич оказался неудобным из-за большого зазора между землей и полом. Также у него были узкие колесные колеи. Это делало машину неустойчивой и сложной в управлении в некоторых ситуациях. Усугублялось все установкой задней подвески рессорного типа.

    Однако покупатели закрывали глаза на все недостатки советской модели. Дело в том, что по сравнению с более дорогими ВАЗами она имела довольно большую грузоподъемность. Еще автомобиль оказался менее прихотливым в обслуживании и более живучим. Седану была нестрашна беспощадная эксплуатация в сельской местности. А вот КПП, которая досталась новинке от «четыреста седьмого» была не такой долговечной. Важным годом для машины стал 1971-ый. Тогда на предприятии прошла глобальная реконструкция. Установка новых производственных линий позволила увеличить тираж модели в два раза. Кроме того, на Ижевском автозаводе обновили салон седана. Он получил панель приборов с мягким покрытием. Также полностью была изменена внутренняя обшивка. Все внесенные в автомобиль изменения позволяют говорить, что Москвич-412ИЭ был переходной моделью. Однако он так и не смог получить «новую жизнь». Случилось это десятилетие спусти, когда советские инженеры взяли в качестве основы французскую машину Simca и построили переднеприводной современный хэтчбек Москвич-2141.

    К содержанию ↑

    Легенды, связанные с Москвичом-412

    Как уже говорилось, главной особенностью «четыреста двенадцатого» был его более мощный силовой агрегат. Ветераны завода горячо отрицали, что этот мотор скопировали с двигателя BMW. Но это не совсем так. Верхнеплапанный ДВС действительно проектировали, внимательно изучая западногерманские агрегаты BMW M15 и M10. В то время они считались лучшими в своем классе. Внешне советский и немецкий двигатели были очень похожи. Однако у них были и принципиальные различия. Так, «немец» обладал чугунным блоком, другими камерой сгорания и расположением навесных агрегатов. А советскому ДВС достались съемные гильзы в алюминиевом блоке. Благодаря этому мотор можно было очень легко ремонтировать, что для СССР было особо важно.

    Кроме того, «четыреста двенадцатый» у многих автомобилистов ассоциируется с прямоугольной оптикой. К слову, это была первая советская машина, получившая подобные фары. Но первые экземпляры модели оснащались большой круглой светотехникой. А на часть экспортных автомобилей вообще сталось четыре круглых фары, это было модно в те годы. Прямоугольная оптика появилась на седане в 1970 году, когда был проведен его рестайлинг. Также уже упоминалось, что, по мнению некоторых экспертов, Москвич-412 стал востребованным за рубежом благодаря своему участию в ралли. И действительно, с появлением этой машины советские гонщики смогли более-менее всерьез конкурировать со своими западными коллегами на международном уровне. Впервые «четыреста двенадцатый» дебютировал на ралли-марафоне Лондон-Сидней в 1968 году. Тогда стартовало 99 машин, но до финиша дошло всего 56. Примечательно, что среди них было четыре Москвича. Лучший советский экипаж, состоявший из Сергея Тенишева и Валентина Кислого, занял 20 место, что было совсем неплохим результатом. После автомобиль принимал участие в марафоне Лондон-Мехико и в многодневном ралли «Тур Европы».

    Касаемо экспорта, то трудно представить, что в конце 60-х – начале 70-х АЗЛК около 60 процентов своей продукции поставлял на зарубежные рынки. Примечательно, что речь идет не только о социалистических странах. Автомобили отправляли даже в Великобританию, Бельгию и Скандинавию. Для этой цели были созданы праворульные вариации седана, фургон и универсал. В той же Британии в первой половине 70-х годов удалось реализовывать около 3,5 тысяч машин ежегодно. Но к 1975-му году продажи упали в 10 раз. А потом их и вовсе прекратили. Местные журналисты хвалили Москвич за динамику и неплохую подвеску. А в числе минусов указывались тормоза и привод КПП. При этом за рубежом создавали оригинальные модификации «четыреста двенадцатого», которых не было в Советском Союзе. Например, в Финляндии.

    Москвич-412 был во владении у многих известных личностей. Так, это был первый автомобиль физика Жореса Алферова. Будущий лауреат Нобелевской премии приобрел машину, когда ему было 39 лет. Для этого он занял деньги «у многих профессоров и завлабов». А у Дмитрия Брекоткина, участника коллектива «Уральские пельмени»», был «четыреста двенадцатый» оранжевого цвета. По его словам, он в свое время вместе с этой машиной попортил жизнь многим екатеринбургским водителям. То, как он гонял на своем подержанном Москвиче, он бы сейчас не смог повторить на более мощных моделях. Неудивительно, что такое безбашенное вождение привело к тому, что через год на автомобиле не осталось «живого места». Впрочем, артист самостоятельно 4 раза перебрал машину. Был Москвич-412 и во владении у Армена Джигарханяна. Также на таком автомобиле советский хоккеист Валерий Харламов впервые попал в ДТП.

    К содержанию ↑

    Технические характеристики

    Под капотом автомобиля устанавливается 1,5-литровый четырехцилиндровый рядный агрегат с отдачей в 75 лошадиных сил при 108 Н*м крутящего момента. Он сочетается с механической КПП на четыре передачи и заднеприводной системой. До «сотни» седан с таким оснащением разгоняется за 19 секунд, а его предельная скорость достигает 140 км/ч. В среднем советская модель тратит около 8,8 литров топлива на 100 км пути в городском цикле. Длина седана составляет 4120 мм, ширина – 1550 мм, а высота – 1480мм. Расстояние между осями достигло отметки в 2400 мм.

    Клиренс седана равен 176 мм, а масса – 1045 кг. Максимальная грузоподъемность автомобиля достигает 400 кг. В бензобак машины вмещается 46 литров горючей смеси, а в багажник – 372 литров груза. При этом увеличить последний показатель невозможно, так как второй ряд в автомобиле не складывается. Передняя подвеска седана независимая. Она базируется на двойных поперечных рычагах. Задняя – зависимая, рессорного типа. Тормозные механизмы на обоих осях барабанные.

    К содержанию ↑

    Производство

    Одна из интересных особенностей Москвича-412 – его выпускали сразу на трех предприятиях. Так, в конце 60-х производство было налажено в Ижевске. Здесь собирали немного упрощенные вариации седана. Но вскоре они поделили место на конвейере с собственными моделями завода: ИЖ «Комби», «Каблучком» и унифицированным с ним пикапом. Еще производство вели в Болгарии, в Ловече. Естественно, что там автомобили делали исключительно для внутреннего рынка. А в 1976 году стартовал выпуск непосредственно в столице. Речь идет о модификации 2140. Что касается ижевских мощностей, то здесь сборка машины продолжалась до 1997 года. И это даже несмотря на то, что седан уже считался сильно устаревшим. Всего на всех предприятиях в общей сложности изготовили около 2,3 миллионов Москвичей.

    К содержанию ↑

    Версии автомобиля

    У «четыреста двенадцатого», как, впрочем, у всех остальных советских моделей, было множество вариантов исполнения. В частности:

    • Москвич-412 – базовая версия седана;
    • Москвич-412И – исполнение, соответствующее европейским нормам безопасности, выпускалось до 1969 года;
    • Москвич-412ИЭ – модель с новым кузовом;
    • Москвич-412К – машинокомплект, предназначенный для сборки зарубежом;
    • Москвич-412М – медицинская машина;
    • Москвич-412П – праворульная версия с напольным рычагом коробки передач;
    • Москвич-412Т – автомобиль для такси, который не был широко распространен;
    • Москвич-412У – учебная машина, оснащаемая дополнительными педалями и со специальной цветографической схемой на корпусе;
    • Москвич-412Э – экспортная модель;
    • Москвич-412Ю – автомобиль в версии для тропических стран;
    • Москвич-412 ралли – машина для участия в гонках.

    Кроме того, на базе седана были построены фургон и универсал. Также выпускали спортивные версии с форсированными моторами, которые развивали мощность от 99 до 140 лошадиных сил. Отдельно хотелось бы поговорить про зарубежные модификации модели. Так, в первой половине 70-х годов свое видение на машину предложил крупный финский экспортер Konela. Автомобиль получил ручки дверей от «Жигулей», немного переработанный интерьер и другое расположение горловины бензобака. Примерно в это же время модернизацией Москвича занялся Porsche, тогда активно сотрудничающий с советским автопромом. Однако немцы менее радикально подошли к обновлению седана. Они наделили его более модной черной решеткой радиатора, затемненным молдингом, иной обивкой дверей и передними креслами с подголовниками.

    К содержанию ↑

    Москвич-412 сейчас

    Естественно, что в настоящее время «четыреста двенадцатый» — не частый гость на дорогах. Да и в целом он оказался не таким массовым в сравнении с некоторыми другими советскими моделями. Более того, ближе к концу производства машины она и вовсе считалась «динозавром», так как не обновлялась. Однако это не значит, что модель не оставила свой след в отечественном автопроме. Во-первых, во многих семьях это был первый автомобиль, который мог по тем временам похвастаться завидной мощностью. Поэтому он был желанным у молодых водителей. Во-вторых, эта машина открыла Советскому Союзу мир раллийных гонок. Наконец, купить Москвич можно и сегодня. Есть те, кто выбирают его в качестве своего первого автомобиля, так как цены на него очень демократичные – от 20 тысяч рублей. Хотя есть и экземпляры в отличном состоянии за 400 и более тысяч рублей. Отдельно стоит отметить, что Москвич-412 является источником вдохновения во многих тюнинг-проектах. О некоторых из них можно прочитать и на нашем портале NaAvtotrasse.ru.

    К содержанию ↑

    Нет больше статей