Opel – один из центральных автоконцернов, расположенных в Германии. На данный момент главной отраслью считается производство автомобилей. История Опель насчитывает множество переломных моментов, которые в любой момент были готовы утянуть основателей и руководство «на дно». Рассказ о бренде ярко характеризует положение дел во всей центральной Европе XX века.

Opel Insignia 2019 – совершенно новая концепция авто

Начало истории и личность основателя немецкого бренда

В первоначальном варианте Опель, как и большинство автомобильных марок, не имел ничего общего с машинной промышленностью. Так, в середине XIX века, на западе современной Германии располагались земли Гессен. Люди того времени не представляли жизни без создания тканей. Текстильная промышленность стала основополагающей для будущего промышленного переворота этих земель. Именно эта местность в дальнейшем сможет вывести раздробленную Германию в лидеры всей Европы.

    Что касается личности основателя, то у «руля» стоял сын фермера Тогеза Опеля- Адам. Именно он начал заниматься тканями после длительного путешествия по Европе. В 1862 году молодой человек узнает о существовании швейной машины, которую он впервые увидел на парижской выставке. По приезде домой, он решает заняться производством. Он открывает небольшую мастерскую по производству шляп. Оно располагается в небольшом городке Рюссельхайм. С этого момента можно говорить о начале жизни будущего автогиганта.

    Швейные машинки, принадлежавшие Опелю, стали главным источником его дохода. Финансовые дела шли в гору. Однако машинка была не единственным способом заработка немца. Заграницей фермер увидел еще одну интересную «диковинку» — велосипед с огромными колесами. Производство этого транспортного средства Адам Опель организовал в 1886 году. Интересно, что подобную любовь к технике смогли унаследовать и его дети. Постепенно и они «втянулись» в отцовский бизнес, принимали участие в соревнованиях, укрепляющих позиции собственного бизнеса на рынке. В 1895 году умирает создатель компании, оставив в наследство бизнес, занимающий ведущее место на велосипедном рынке Германии.

    Позже становится понятно, что дети Опеля не уступают в любви к техническим новинкам своему отцу. Они посещают международные выставки. Одна из них, проходящая в Берлине, перевернула дальнейшую судьбу компании. Именно там они впервые увидели автомобиль и задумались о начале собственного производства. В первоначальном варианте пришлось привлекать помощь со стороны. Союзником в идеи создания первого автомобиля стал Фридрих Лютцманн, о чем говорит и первое название машины — Opel-Lutzmann. Немного позже появилась возможность купить Опель «чистокровный», поскольку удалось заключить договор на поставку основных узлов с французской стороной – компанией Darracq. Новые машины быстро завоевывали рынок из-за простой конструкции из качественных автомобильных запчастей. Это сочетание «подначивалось» грамотным маркетингом. Создателям удалось заинтересовать государство в поддержке своего бизнеса. В то время проходила подготовка к Первой мировой войне, поэтому правительство было заинтересовано в увеличении количества серьезных производств, способных работать на вооружение армии.

    Проблемы 1918 года легли тяжким грузом на экономику страны. Тяжелейший мирный договор обернулся глобальным кризисом. Помимо этого «давили» постоянные внутренние конфликты. В противовес шла гиперинфляция, которая привела к необходимости выплаты заработной платы ежедневно. Дело в том, что на утреннюю зарплату, купить что-то вечером было уже не возможно. Говорить о развитии компании в этот момент было невозможно, но, личные качества наследников и здесь не дали компании уйти в анналы истории. Семейная страсть к прогрессу привела Вильгельма Опеля с ведущей инженерной группой в США, где в этот момент активно внедрялись конвейеры с легкой руки Генри Форда. Подобные технологические новшества позволили Опелю не только избежать сильнейших последствий кризиса, но и вырваться на лидирующую позицию автомобильного производителя в стране. Помимо достойного качества, популярность созданных машин росла и из-за небольшой цены. Благодаря конвейерной сборке удалось наладить полный цикл для изготовления 39 000 автомобилей за год. В связи с этим выручка росла и компания оставалась «на плаву».

    В конце 20-х годов в Германию приходит крупнейший автомобильный концерн из Америки – General Motors, который уже успел выкупить компанию Vauxhall. Конечно, GM не могли обойти стороной развивающуюся и технологически совершенную компанию Opel. В 1929 году собственники соглашаются на продажу семейного бизнеса за 30 миллионов долларов.

    Развитие компании и участие в оккупации

    Появление американских методов управления привело к увеличению производства. В итоге, им удалось добиться выхода 100 000 автомобилей за год работы. В это же время создается новый завод на востоке Германии – Бранденбурге. Именно там в 36-м году появился Opel Olympia, который впоследствии заслужил звание «народного автомобиля». Эту модель выпустили в канун  Олимпиады, поэтому в сознании поклонников она осталась одним из главных символов. Напомним, что берлинская Олимпиада была спланирована Гитлером для обозначения витрины Третьего рейха. К слову, новая машина была только прикрытием для создания мощностей для производства военной техники. Судьба Вильгельма Опеля к тому времени была также определена. Он вступил в НСДАП и занял позицию одного из центральных спонсоров.

    Конечно, подобные махинации не устраивали американских владельцев, однако, интересы бизнеса встали в приоритет перед моральными доводами. С мощностей немецкого завода стали выпускать Blitz от Опель. Характеристики оправдывали название, которое переводилось как «молния». Отсюда же был взят фирменный символ «Опель», на котором молния перечеркивает первую букву названия бренда.

    Впоследствии Опель Блитз станет символом европейской оккупации. Известно, что Штирлиц предпочитал Мерседес, немецкие служащие рассекали на мотоциклах BMW, а пехота передвигалась именно на Опелях. Грузовик можно увидеть в многочисленных фильмах про Великую Отечественную войну. Также он описывается в книгах, например, в «Эра милосердия», по мотивам которой снят фильм «Место встречи изменить нельзя». В последнем можно увидеть не оригинальную машину, а современный ЗиС, который переделали под немецкую машину, поскольку найти оригинал не удалось. Жиглов и оперативники ласково называют свой авто «Фердинандом». Конечно, война нанесла серьезный урон по немецкой компании. В военной истории есть место национализации, а также американским бомбардировщикам, которые  не пощадили завод, разрушив его полностью.

    Восстановление завода и возвращение «к жизни»

    После того как закончилась война, заводы остались в «подвешенном» состоянии. Так, мощности, расположенные в Бранденбурге стали трофеем советской зоны оккупации. Именно оттуда у российских инженеров появились прототипы для дальнейшего создания «Москвич-400». Полученные технологии и чертежи Olympia и последующего обновления Опель Кадет, стали прототипом для советского авто. По факту, машина оставалась немецкой, несмотря на небольшие изменения, которые внесли российские инженеры, адаптировав транспортное средство под собственные запросы.

    Западная Германия не отнеслась со всей серьезностью к разрушенному предприятию. Все тяготы по восстановлению завода легли на плечи рабочих, которые были задействованы в производстве до начала военных действий. Американские подданные вернулись на собственный завод только после того, как началась холодная война. Огромное содействие в этом оказал руководитель GM Альфред Слоун. Привыкание к американскому управлению идет слишком медленно. Новые хозяева смогли обосноваться в качестве администрации только в 1948 году. В то время почти не выпускались новые Опель, фото представленных автомобилей можно увидеть в редких экземплярах.

    В 1950-е годы происходит серьезное расширение модельного ряда. Успех к Опель вернулся только после выхода «хита» того времени — Opel Kapitan. Отзывы Опель доказывали схожесть с американскими моделями. На этом был построена основа маркетинга. Лозунги гласили, что можно купить большой автомобиль за небольшие деньги.

    Начиная с этой версии, Опель берет курс на создание крупных машин. Именно эти черты определяли будущие автомобили, созданные в 50-60-е года. В то время появились новые версии Каммодоре, Капитан и Рекорд. Эти авто пользовались огромной популярностью, что приносило GM огромную прибавку к доходам. В итоге, Опель вышел на новый уровень, не только закрепившись в Германии, но и на европейском рынке в целом.

    Машины не могли похвастаться компактностью, в отличие от Volkswagen, роскошью, сравнимой с Mercedes, не огромной ценой как у BMW, но, в конечном итоге, именно это и делало авто популярной.

    Очередным потрясением для Opel стал топливный кризис начала 70-х годов. В то время появились известные машины, сделавшие имя компании. В их числе оказался праворульный Vauxhall. После были произведены Опель Астра и Опель Вектра, которые успешно продавались под брендом Vauxhall. Правда, были у этих автомобилей и серьезные отличия. Например, на местном рынке они получили альтернативное название – Кадетт Д.

    В период с 1970 по 1980 года появляется целый ряд новинок: Опель Омега, Аскона, Манта, Омега, Вектра. Происходит расширение линейки Кадетт, где каждому следующему поколению присваивается следующая буква алфавита. Например, версия Е обогнала в популярности Рено 25, а Омега стала востребованнее, чем Ауди 80 и 7-серия БМВ. В 1986 году выходит малотоннажный грузовик — Опель Комбо, у которого предусмотрен единственный привод – передний. Опель продолжает совершенствовать собственные авто.

    Opel Zafira 2019 – комплектации и стоимость

    В конце 80-х открылось «окно» в Советский Союз, поэтому отечественные поклонники получили официальные Опели. В постсоветском пространстве, однако, бренду не удалось занять свою нишу. Они не были востребованы в качестве престижных, не «дотягивали» до скоростных и не подходили для бандитов. В большинстве случаев ее использовали рядовые граждане, оставляя возле собственных московских подъездов. В 1982 году появляется популярный немецкий супермини — Опель Корса.

    Популярность Опель получил в начале 90-х годов, после того, как немецкие машины стали пользоваться спросом. В 1991 году появляется первое поколение внедорожника Опель Фронтера, который получит обновление в 2001 году. В этом же году появляется минивэн Опель Виваро. Новая волна пошла в начале 2010-х, когда стареньких «европейцев» начали перегонять в европейскую часть из Прибалтики, но и здесь не удалось достигнуть постоянства и вскоре «бум» сошел на нет. В 2012 году компания презентует мини-кроссовер Опель Мокка. В 2016 году компания выпускает новую модификацию Астра от Опель. Дизель должен вдохнуть «новую жизнь» в устаревшую модель.

    После этого Opel укрепляет свои позиции в России только с подачи General Motor, который организовывает собственное производство в Калининграде и под Санкт-Петербургом. На этих заводах собираются довольно популярные модели: Опель Зафира, Опель Инсигния, Опель Антара, Опель Мокка, Опель Мерива. Примечательно, что для ценителей до сих пор продолжают выпускать Опель Лайф, например, для Зафира. Каждая из них заслуживает отдельное внимание от российских поклонников. Современные «немцы» ценятся за высокое качество систем безопасности. Маркетологи позиционируют модели как «семейные», что и определяет основных покупателей марки. Одним из последних, выпущенных компанией стал Опель Грандланд Х, в 2017 году. На данный момент компания покинула Россию, но оставшиеся законсервированные заводы свидетельствуют о возможном возвращении.

    Нет больше статей