×

Pontiac GTO — самый первый маслкар, ставший культовым автомобилем из Северной Америки

Pontiac GTO заслуженно считается одной из самых культовых машин в истории американской автомобильной индустрии. Это символ целой эпохи, когда мощность измерялась в лошадиных силах, а скорость была мерилом успеха. GTO стал родоначальником целого класса маслкаров, которые захватили воображение молодого поколения 1960-х годов. Несмотря на то, что производство оригинальной модели завершилось в 1974 году, ее дух продолжал жить в сердцах энтузиастов. Pontiac попытался возродить легенду в начале 2000-х, представив новое поколение этого автомобиля на базе австралийского Holden Monaro. Хотя последняя версия GTO просуществовала всего три года, она успела показать, что классические маслкары еще способны конкурировать с современными спорткарами. История данной машины — это история о том, как инженерный гений и маркетинговая смелость могут создать автомобильную легенду.

Pontiac GTO

История создания

Рождение Pontiac GTO произошло в довольно необычных обстоятельствах. В начале 1963 года руководство General Motors приняло решение о запрете участия своих подразделений в автогонках. Это решение стало продолжением добровольного моратория на гоночную деятельность, который был введен Ассоциацией автопроизводителей еще в 1957 году. Однако менеджеры Pontiac не собирались сдаваться без боя — они решили сделать акцент на уличных характеристиках своих машин.

Создание GTO стало результатом коллективных усилий нескольких ключевых фигур компании. Джон ДеЛореан, Билл Коллинз и Расс Джи объединили свои усилия для воплощения интересной идеи. Их план заключался в том, чтобы взять готовящуюся к выпуску вторую генерацию Pontiac Tempest и превратить ее в спортивный автомобиль путем установки мощного 389-кубового двигателя V8 от полноразмерного Grand Prix вместо стандартного 326-кубового мотора.

Команда разработчиков нашла изящное решение проблемы с корпоративными ограничениями. Дело в том, что политика GM запрещала устанавливать двигатели объемом более 5,4 литра на промежуточные модели A-body. Однако разработчики обнаружили лазейку в этой политике — запрет не распространялся на большеобъемные моторы, предлагаемые в качестве опции. Генеральный менеджер Pontiac Эллиот Эстес одобрил новую модель, но менеджер по продажам Фрэнк Бридж ограничил первоначальное производство всего 5000 единиц.

Название GTO было позаимствовано у легендарного Ferrari 250 GTO. Аббревиатура расшифровывается как Gran Turismo Omologato, что означает «гран туризмо омологированный» — статус, подтверждающий сертификацию FIA для участия в гонках класса гран туризмо как серийного автомобиля с тиражом не менее ста единиц. Удивительно, но сотрудник Pontiac действительно добился омологации машины FIA в 1964 году, что теоретически позволяло GTO участвовать в европейских гонках спорткаров.

Первый Понтиак ГТО начал производиться 3 сентября 1963 года как пакет опций для модели LeMans, основанной на Pontiac Tempest. Изначально скромный прогноз продаж в 5000 единиц оказался катастрофически неточным — общий объем реализации машины составил 32450 единиц. Это в шесть раз превысило ожидания.

На протяжении своей истории GTO прошел через несколько значительных трансформаций. С 1964 по 1965 год он предлагался как пакет опций для LeMans, затем с 1966 по 1971 год стал отдельной моделью Pontiac. В 1972-1973 годах GTO снова стал опциональным пакетом для промежуточных моделей LeMans, а в 1974 году переместился на компактную платформу Ventura.

Пик популярности GTO пришелся на конец 1960-х годов, когда продажи достигли почти 97000 единиц в 1966 году. Однако к началу 1970-х интерес к маслкарам начал угасать из-за ужесточения экологических требований, роста цен на страховку и нефтяного кризиса. Производство оригинального GTO было прекращено в 1974 году.

Техническая часть последнего поколения

Возрождение легендарного GTO произошло в 2004 году, когда Pontiac представил пятое поколение этого автомобиля. Новинка представляла собой адаптированную для американского рынка версию австралийского Holden Monaro — двухдверного купе на базе седана Commodore.

Инициатором возрождения GTO стал Боб Лутц, тогдашний председатель GM North America. Идея импорта автомобиля на базе Holden Commodore пришла к нему после прочтения обзора Commodore SS в журнале Car and Driver около 2000 года. Журналисты высоко оценили характеристики заднеприводной машины с двигателем V8, но отметили, что несмотря на то, что это была одна из лучших моделей GM того времени, купить ее в США было невозможно.

«Сердцем» нового Понтиак ГТО стал двигатель LS1 объемом 5.7 литра, который использовался в одном модельном году с Chevrolet Corvette. Этот атмосферный восьмицилиндровый мотор развивал 350 лошадиных сил при 5200 оборотах в минуту и 495 Н*м крутящего момента при 4000 оборотах. Двигатель комплектовался на выбор шестиступенчатой механической коробкой передач или 4-скоростным «автоматом».

В 2005 году произошло важное обновление — двигатель LS1 заменили на более мощный LS2 объемом 6.0 литров. Новый мотор выдавал уже 400 лошадиных сил при тех же 5200 оборотах и 542 Н*м крутящего момента. Вместе с двигателем были усилены и другие компоненты модели: появились более крупные передние тормозные диски и суппорты от Corvette, приводной вал с увеличенными шарнирами, более мощный дифференциал и модернизированные полуоси.

Конструктивно новый GTO представлял собой классический заднеприводный автомобиль с двигателем, расположенным спереди продольно. Колесная база составляла 2789 мм, общая длина — 4821 мм, ширина — 1842 мм, а высота — 1394 мм. Снаряженная масса автомобиля достигала 1690 кг.

Динамические характеристики GTO последнего поколения впечатляли. Версия 2004 года с двигателем LS1 разгонялась до 100 км/ч за 5.3 секунды и проходила четверть мили за 13.8 секунды. Модернизированная модель 2005-2006 годов с мотором LS2 показывала еще более впечатляющие результаты. Разгон до 100 км/ч занимал 4.8 секунды, а четверть мили преодолевалась за 13.1 секунды с максимальной скоростью 180 км/ч.

Несмотря на выдающиеся технические характеристики, новый GTO не смог повторить коммерческий успех своего предшественника. Основными проблемами стали консервативный дизайн, высокая цена и сильная конкуренция с другими маслкарами того времени. За три года производства было выпущено всего 40808 автомобилей. Производство завершилось 14 июня 2006 года из-за невозможности соответствовать новым стандартам подушек безопасности.

Pontiac GTO навсегда останется символом золотой эры американских маслкаров и примером того, как инженерная смелость может создать автомобильную легенду, которая продолжает вдохновлять энтузиастов спустя десятилетия после завершения производства.

Фото

Видео тест-драйв

Автор: Сергей Никифоров

Нет больше статей