×

Saab 9-5: он конкурировал с BMW 5-Series, но стал последним авто в истории шведской марки

Седан Saab 9-5 стал последним автомобилем в истории шведской компании. Этот седан смог пережить одну смену генерации и двух собственников. Причем разработкой каждой версии шведской модели занимались разные компании. Сначала его создавал Saab, но в конце жизненного цикла седана присоединился General Motors. GM занимался разработкой модели второго поколения, которая вышла, когда компанией владел Spyker Car. Во многом из-за этого шведский седан оказался малопопулярным автомобилем, хотя он мог конкурировать даже с BMW 5-Series, предлагая действительно мощные моторы и отличную динамику по доступным ценам. В итоге развитие модели 9-5 было остановлено при реорганизации шведской компании, которая отказалась от автомобильного бизнеса.

Saab 9-5

История создания

Разработка седана 9-5 началась в середине 1990-х годов, когда шведская компания SAAB Automobile решила обновить свою модельную линейку. Предыдущая флагманская модель — Saab 9000 — устаревала, и ей требовалась соответствующая замена. Разработка нового автомобиля велась с учётом традиционных для Saab ценностей: безопасности, инновационности и аэродинамичного дизайна.

Презентация Saab 9-5 состоялась в 1997 году на Франкфуртском автосалоне. Модель изначально была выпущена в виде седана, но спустя 2 года появился универсал с аналогичным оснащением. Оба автомобиля сочетали в себе скандинавский минимализм и передовые технологии. Дизайн разрабатывался под руководством Эрика Карлссона, который сохранил узнаваемые черты марки, такие как изогнутая линия крыши и массивные задние стойки, но придал новинке более современный и динамичный облик.

Технически Сааб 9-5 базировался на слегка модифицированной платформе GM2900, которую также использовал Opel Vectra. Но шведские инженеры существенно доработали подвеску и систему управления, чтобы обеспечить характерную для Saab ездовую динамику. Автомобиль предлагался с бензиновыми и дизельными двигателями, включая турбированные версии, которые стали визитной карточкой бренда.

Одной из ключевых особенностей шведского седана стала его безопасность. Модель получила высокие оценки в краш-тестах благодаря прочному кузову, множеству подушек безопасности и системе активного подголовника Saab SHR. В салоне использовались экологичные материалы, а климатическая система с функцией фильтрации воздуха делала поездку комфортной даже для аллергиков.

Производство автомобиля продолжалось до 2012 года, пережив несколько рестайлингов. Последние версии получили более агрессивный дизайн и мощные двигатели, но финансовые трудности концерна General Motors, владевшего Saab в те годы, привели к закрытию бренда.

К содержанию ↑

Технические характеристики

Первое поколение Сааб 9-5 оснащалось рядными 4-цилиндровыми двигателями. С 2002 года на европейском рынке появилась дизельная версия с мотором Opel объемом 2,2 литра, который в 2006 году был заменён на 1,9-литровый агрегат от Fiat. С 1999 по 2003 год предлагался турбированный двигатель General Motors, оснащённый уникальным асимметричным турбокомпрессором низкого давления. Этот мотор был доступен только с автоматической коробкой передач, а автомобили с ним можно было отличить по двум выхлопным трубам. Двигатель V6 устанавливался исключительно на версии Arc, SE и Griffin. В 2004 году его заменили на рядный 4-цилиндровый турбомотор высокого давления мощностью 220 л.с., который к 2006 году развивал уже 260 л.с. Он использовался на разных модификациях шведской модели, включая версии для рынка США без аэродинамического обвеса.

Двигатели первой серии могли страдать от масляного голодания из-за образования шлама в системе смазки. В 1999 году Saab выпустил технический бюллетень, посвящённый этой проблеме. Чаще всего она затрагивала ранние модели (1999–2003 гг.), но с 2004 года была доработана система вентиляции картера (PCV) и рекомендовано использование полностью синтетического масла. Компания разработала модернизационные комплекты для автомобилей 1999–2003 годов, поскольку их система PCV отличалась от более поздних версий. В 2005 году гарантия на двигатели B2x5 была продлена до 8 лет с неограниченным пробегом для первых владельцев при условии соблюдения регламента замены масла. В качестве профилактики Saab рекомендовал полностью синтетическое или полусинтетическое масло.

Модель 9-5 комплектовалась 4-ступенчатой автоматической коробкой передач собственной разработки Saab, но в 2001 году ее заменили на новую 5-ступенчатую Aisin AW. Базовые версии и Aero оснащались 5-скоростной механической КПП.

В 2005 году на европейском рынке появилась обновлённая версия 2-литрового турбодвигателя, а в 2006 году — модификация 9-5 с этим мотором. Он развивал 180 л.с. при 5500 об/мин. С 2007 года также предлагалась версия 2.3T BioPower, которая поставлялась и в Австралию. В том же году Saab представил концепт 9-5 E100 на базе 2-литрового турбодвигателя, выдававшего 300 л.с. и 400 Н*м крутящего момента.

К содержанию ↑

Версия 9-5 Aero

Высокопроизводительная версия Saab 9-5, известная как Aero, впервые появилась в 2000 году. Этот вариант седана оснащался 2,3-литровым турбированным двигателем, который обеспечивал выдающийся крутящий момент и превосходил по динамике разгона даже Porsche 911 Turbo того времени. Изначально заявленная мощность составляла 230 л.с., но позже Saab признал, что реальные показатели были выше: 250 л.с. для версий с механической коробкой передач.

Флагманская версия отличалась богатой базовой комплектацией, спортивной подвеской и характерными боковыми молдингами. В 2002 году стандартным стал 2,3-литровый турбодвигатель мощностью 250 л.с., оптимизированный для большей отдачи после 4500 об/мин. Все Aero 2002–2005 годов имели одинаковую конструкцию мотора и систему управления, с незначительными изменениями в прошивке ЭБУ. К концу производства мощность достигла 260 л.с. с крутящим моментом 350 Н*м (370 Н*м при подключении специального режима).

К содержанию ↑

Дополнительные особенности

Saab 9-5 отличался рядом уникальных технических решений, подчеркивающих инженерную оригинальность марки. Одной из характерных особенностей стала система Night Panel, позволявшая затемнять приборную панель для снижения утомляемости водителя в ночное время. Необычным было и расположение зажигания – ключ размещался в центральной консоли, что снижало риск травмирования коленей при аварии. В топовых комплектациях предлагались вентилируемые передние сиденья и акустическая система Harman Kardon с 13 динамиками.

Особое внимание уделялось безопасности – модель оснащалась активными подголовниками SAHR, автоматически смещавшимися вперед при ударе сзади, и усиленной конструкцией крыши. В спортивных версиях Aero применялись алюминиевые педали, аэродинамический спойлер, выдвигавшийся на скорости свыше 110 км/ч, и специальные молдинги кузова. Отдельного упоминания заслуживают эксклюзивные комплектации Griffin с улучшенными материалами отделки салона и редкая версия с 3-литровым турбодвигателем V6.

К содержанию ↑

Фото

К содержанию ↑

Видео тест-драйв

К содержанию ↑

Нет больше статей