ŠKODA Auto a.s. – бренд, пришедший из Чехии. Штаб-квартира корпорации расположена в городе Млада-Болеслав. Шкода известна по всему миру, как производитель легковых и коммерческих автомобилей. С недавнего времени является частью корпорации Volkswagen Group.

Начало истории и личность основателя чешского бренда

История Шкода начинается еще в XIX веке. При этом важно учитывать, что автомобильная компания стала результатом слияния двух фирм, занимающейся автомобильной и литейной промышленностью в городе Пльзене. Помимо этого у истоков стоит машиностроительная фирма Laurin&Klement Co. Основание Skoda неизменно связано с фамилией талантливого предпринимателя Эмиля Шкода. В поисках идей для собственного бизнеса, в 1869 году он покупает фабрику, которая специализируется на выпуске оборудования для пивоварен, частей металлических мостов, котлов, паровых моторов и пр. После покупки компания несколько преобразилась и взяла курс на изготовление литья и ковки для кораблей, в том числе и военных. Шкода не стал отказываться от производства сахарных мельниц, которые уходили на экспорт.

    В 1899 году компания превратилась в акционерное общество и стала одной из крупнейших компаний в Австро-Венгрии вплоть до начала Первой мировой войны. Помимо этого, компании присуждают такие достижения, как установка трубопровода в Ниагарском водопаде и участие в постройке шлюза в Суэцком канале.

    Первая мировая война уравняла большинство производств: все усилия были направлены на вооружение армии. В это время у Шкода уже появилось зарубежное предприятие, которое давало более 35 тысяч рабочих мест. После окончания военных действий, все усилия были сосредоточены на выпуске кораблей, паровозов, станков, турбин, автомобилей, оборудования для электрических станций. Автомобильное производство было запущено только благодаря своевременной покупке компании Laurin&Klement Co. Последняя была организована талантливым механиком Вацлавом Лаурином и его напарником-книготорговцем Вацлавом Клементом. Интересно, что начало пути этой компании началось с покупки велосипеда и пристрастию Клемента к велоспорту. Мужчина хотел использовать купленный транспорт для участия в велогонках, но качество покупки оказалось низким и велосипед почти сразу развалился. Мужчина написал гневное письмо-претензию, на что немецкий производитель прислал ответ, где просил описать претензию на немецком языке. Клемент самостоятельно отремонтировал развалившегося «железного коня» и, в его голове зародилась мысль о необходимости создания современного предприятия по выпуску качественного велотранспорта.

    Вместе с механиком Лаурином Клемент организовывает новую фирму, где выпускают велосипеды с названием «Славия». За первую пару лет были представлены пять абсолютно новых моделей. Дизайн новинок разрабатывали самостоятельно. Стоит сказать, что бизнес набирал обороты, а продукция оказалась востребованной. Спустя несколько лет, в 1899 году появился первый велосипед с моторчиком. Последний обладал 4 цилиндрами и был признан немецкими жителями. Найти покупателей среди местного населения было трудно.

    В 1905 году Laurin&Klement выходит на новый уровень и показывает первый серийный автомобиль – Voiturette. К особенностям можно отнести выбор кузова – двух- и четырехместный. Новая Шкода еще не получила современного названия, но уже можно было купить авто с водяным мотором объемом 1005 «кубов», которые соответствовали 7 лошадиным силам. Модель стала участником гонок и даже смогла одержать победу в Семмеринге. В 1906 году выходит новое поколение для расширения модельного ряда. Купить Шкода можно с 4-цилиндровым мотором, а немного позже появился и 8-цилиндровый.

    Развитие компании и расширение модельного ряда чешского производителя

    В 1907 году к основателям приходит мысль о тесноте рамок собственного бизнеса. Однако для расширения требуются инвестиции, которых у производителя нет. В итоге, компания вынуждена искать сторонние фонды, способных вложить капитал в развитие. Для юридического обоснования, Шкода преобразовалась в акционерное общество.

    В 1911 году появляется Модель S с 14 л.с., а спустя четыре года на рынок приводят Модель М, относящуюся к премиальному классу. Последний получил инновационные системы, которые могли позволит только ТОПовые автомобили. В числе современной техники были электрический стартер, стальные диски и фары. Во время Первой мировой на базе этого автомобиля был создан проходимый авто с грузоподъемностью до 3 тонн, которая усиливалась 6,0-литровым двигателем. Его выпуск продолжался вплоть до 1920 года.

    Помимо этого в списке модельного ряда компании значилось несколько легковых автомобилей, небольшие автобусы и грузовики, которые импортировались в другие страны. Примечательно, что почти треть продукции была отправлена в Россию, где и пользовалась большой популярностью. Во время войны ассортимент пополнился авиационными двигателями, моторными плугами и моторизированными комбайнами.

    Автомобильный бренд ŠKODA появился при неблагоприятном стечении обстоятельств. Из-за бедности населения дела у L&K шли не так хорошо, как хотелось бы основателям. Помимо этого в 1924 году произошло возгорание, которые сильно повредило мощности завода. В связи с этим пришлось искать поддержку из вне, а автомобильный концерн ŠKODA был у всех на слуху, чем и воспользовались владельцы. Так, на рынке появился бренд Skoda. В этом же году появляется первый автомобиль с двигателем на 6,6 литра и 100-сильным мотором. Один из экземпляров находится у президента Чехословацкой Республики Томаша Масарика.

    Расширение модельного ряда происходит посредством новой модели L&K 100. Двигатели Шкода рассчитаны на объем 1771 «куб» и 4 цилиндра. Ожидается, что эта модель станет одной из самых успешных на рынке. Спустя пять лет на рынок выйдет усиленная модификация. В 1929 году список пополнится моделью 860, которая комплектуется двигателем на 60 л.с от Шкода. Комплектации подразумевают два варианта кузова: кабриолет и лимузин. Предельная скорость – 100 км/час. Ожидалось, что авто привлечет внимание профессионалов, но за трехлетний выпуск удалось реализовать всего 49 экземпляров Шкода. Цена одного авто достигало 127 000 чешских марок, что было неподъемной суммой для местных жителей.

    Отделение ŠKODA в качестве самостоятельного бренда произошло в 1930 году. Главной стратегией дальнейшего развития стало обособленное производство легковых автомобилей. В 1935 году руководство представляет большой автомобиль 420 Popular, который станет бестселлером второй половины 30-х годов. Небольшой вес в 650 килограмм и динамика до 80 км/ч приносят авто славу. Более того, он продается по доступной цене в 17 800 крон. У чехов появляется возможность купить недорогой четырехместный кабриолет или двухместный родстер. Модель стала популярной после тестового пробега для индийского путешествия. Более того, его стали использовать в качестве кареты скорой помощи и авто для поставки товаров.

    Вторая мировая война заставила Шкоду выпускать военную технику и грузовики. Специально для Восточного фронта инженеры спроектировали гибрид трактора и грузовика. После окончания военных действий название было пересмотрено в Национальное предприятие автомобильных заводов. Заводы марки сильно пострадали, но уже в 1945 году были восстановлены и за 2-летний период было выпущено почти 5,5 тысяч экземпляров Popular.

    Расширение географии и появление новых моделей – 1950-1990 года

    Окончание войны позволило руководству продолжить путь в осуществлении собственных целей. Шкода выходит на новый уровень экспорта и налаживает поставки в страны социалистического лагеря. В конце 50-х появляются универсалы Шкода 1200, которые популярны в работе скорой помощи вплоть до 60-х годов. Особые чувства дальнобойщики питали к тягачам от чешской марки.

    В 54-м году дебютирует прототип Спартак, который спустя год появляется под индексом 440, но первоначальное название не отстает от новинки и ее продолжают называть «Спартаком». Под капотом разместился 1,1-литровый двигатель с отдачей в 40 «лошадей». Чуть позже появится усиленная модель 450 со складной крышей и двигателем с дополнительными десятью лошадиными силами.

    В 1959 году происходит обновление модельного ряда за счет избавления от цифровых названий в пользу именных. Так, 440-ой становится Шкода Октавия, также известная, как первое поколение Шкода Тур, 445-ый называется Шкода Супер, а 450-ый — Шкода Фелиция. Помимо этого в новинках значится Шкода Тауринг Спорт с двигателем на 50 л.с. и Шкода Естат, выпускаемый до 71-го года.

    Нельзя упустить из вида двухдверное спортивное купе 110R. В движение авто приводил 62-сильный двигатель с объемом 1,1 литра. В 1976 году в Брно привозят Модель 120, которая отличается от имеющихся вариаций новым кузовом, современным дизайном приборной панели и салона в целом. Радиаторная решетка также преобразовывается и становится неузнаваемой.

    Главным периодом для визуального обновления становятся 80-е. Появляются пластиковые бампера и 13-дюймовые колеса. В 84-м году дебютирует новинка Модель 130 с 5-скоростной коробкой. После «недозрелых» трансмиссий, поклонники отмечают легкость в управлении. Двухдверный Garde начинает устаревать, поэтому на его смену приходит новое поколение, которое переименовывается в Шкода Рапид.

    Современный Шкода: развитие компании после распада СССР – 1991-н.в.

    В 1991 году компания ŠKODA становится одним из подразделений немецкой компании Volkswagen. При поддержке местных инженеров на свет появляется авто с новыми моторами в кузове пикап и универсал – Фелиция от Шкода. Модельный ряд в 1996 году пополняет лифтбек Шкода Октавия, а через два года появляется предшественник современной Шкода Комби.

    В 1999 году Фелиция уходит из модельного ряда, уступая место Шкода Фабия, разработанной на платформе Фольксваген А04. Модель также становится успешной за счет запчастей немецкого производства высокого качества. Стоимость модели была ниже немецких аналогов. В 2000-х годах выходит несколько серий в разных кузовах. А в 2003 появляется 130-сильная версия, способная развить до 206 км/ч.

    Skoda Superb 2020 года - бизнес-хэтчбек с эргономичным салоном, полным приводом и одним из лучших в классе комплексом безопасности

    В 2001 году компания предлагает премиальную модель – лимузин Шкода Суперб, в основании которого лежит популярный немецкий авто Фольксваген Пассат. Очередное обновление новинки появится только в 2006 году, но тогда станет заметен качественный скачок: появятся новая светотехника, радиаторная решетка, интерьер. Второе поколение обзаведется универсальной дверью Twin-Door. На данный момент продается третье поколение, представленное в 2015 году.

    В 2009 году компания предлагает покупателям компактный кроссовер Шкода Йети. Авто в самое короткое время попадает в рейтинг Top Gear Magazine, как «Семейный автомобиль года». Ему немного не хватает баллов до ведущей тройки «Европейского автомобиля года 2010». В качестве инновационных достижений значится сдвижной люк, противотуманки, подключаемый полный привод, панорамная крыша и пр. С 2016 года в продаже появился среднеразмерный кроссовер Шкода Кодиак, а спустя год представили продолжение линейки — Шкода Карок, компактный кроссовер.

    На данный момент Шкода 2019 производится и на территории России. Марка организовала официальные представительства и заключила договор с «Группой ГАЗ», который позволил выпускать новинки в Нижнем Новгороде и Калуге. Это стало возможно при участие Фольксваген. В 2012 организовывается полный цикл выпуска автомобилей Шкода. Официальный план говорит о возможности открытия завода для выпуска фирменных двигателей. Помимо этого нельзя отрицать положительные высказывания в сторону качества Шкода. Отзывы отмечают высокое качество шин, дисков, стекол и бамперов. В 2014 году производителю удалось продать больше миллиона единиц за год по всему миру. Прибыль на заданный период составила 817 млн евро, что позволило реализовать новую стратегию по продажам.

    Нет больше статей