Советская промышленность выпускала, по сути, ограниченное число автомобилей. В частности, в СССР отсутствовало сразу несколько классов машин, которые можно было приобрести за рубежом. Примечательно еще и то, что несмотря на характер государственной пропаганды, в Советском Союзе долгое время не было по-настоящему народного грузовика. Хотя страна была преимущественно сельскохозяйственной. Но в Эстонии решили данную проблему, создав компактный грузовик ЭТ-600.

Почему появился ЭТ-600?

Острый спрос на компактные и, что главное, дешевые грузовики сподвигнул частное лицо создать такой автомобиль. Роман Бертелов, один из руководителей эстонской автобазы, заполнил эту пустоту. Он самостоятельно разработал и создал первый в СССР переднеприводный грузовик ЭТ-500.

    Автомобиль появился еще в 1965 году. Однако он так и не стал серийным. Грузоподъемность у этой модели составляла всего 500 килограммов. Но такого показателя было вполне достаточно для удовлетворения нужд огромного числа автомобилистов. Данная модель примечательна тем, что именно она стала первой в советской истории машиной, имеющей привод на передние колеса. «Жигули» аналогичной конфигурации появились спустя 5 лет.

    По прошествии всего одного года на свет вышел новый ЭТ-600. Этот грузовик также разрабатывали по руководством Бертелова. Главной особенностью новой версии автомобиля являлось то, что его грузоподъемность составляла 600 килограммов. Поэтому он получил название ЭТ-600.

    Конструкция и мотор

    В движение ЭТ-600 приводился от мотора, который позаимствовали у «Запорожца». Максимальная отдача этого агрегата составляла всего 30 л.с., что мало для грузового автомобиля. Но, как оказалось, такой отдачи было достаточно для ЭТ-600.

    Эстонская модель отличалась простой конфигурацией. Кабина грузовика была рассчитана на двух человек. Ее изготовили из легкого стеклопластика, который пользовался популярностью в 60-х годах и был доступным для широкой аудитории. Использование данного материала обусловили сразу 2 причины. Во-первых, стеклопластик позволял существенно снизить себестоимость разработки. Во-вторых, благодаря ему уменьшалась масса автомобиля, что было важно с учетом установки маломощного двигателя.

    Общий вес кабины у ЭТ-600 составлял всего 40 килограммов. Причем для ее сборки требовалось менее пяти часов. Но не только этим отличался ЭТ-600. Он базировался на сварной раме, которую изготовили из труб прямоугольного сечения. Кабина крепилась к основе автомобиля с помощью всего четырех болтов. Пол внутри нее изготовили из деревянных досок.

    Проект ЭТ-600 примечателен многими деталями. Его разработчики планировали создать на базе этой модели полноценный изотермический фургон объемом до 3 куб.м. Колеса, рулевое управление и тормоза для данной версии ЭТ-600 позаимствовали у «Москвича»-408. Сзади у эстонской модели конструкторы разместили неразрезную ось, спереди — пружинную подвеску.

    Что в итоге?

    У эстонских конструкторов в итоге получился неплохой грузовичок, который мог разгоняться до 80 км/ч. Малолитражный двигатель потреблял порядка 7-8 литров бензина. Однако данная модель так и не поступила в серийное производство. Для удовлетворения потребности населения советское руководство решило закупиться грузовиками «Мультикар», которые выпускали в Германии. Это решение выглядит тем более удивительным, если вспомнить, какова была себестоимость сборки ЭТ-600. В совокупности на создание данной модели конструкторы потратили около 1,3 тысячи рублей. Для понимания, насколько это назначительная цифра: за «Запорожец» в 60-е года запрашивали порядка трех тысяч рублей.

    Запись перемещена в архив
    Нет больше статей