О микроавтобусе РАФ-2203 слышал каждый человек, чье детство или юность пришлось на годы СССР. Модель, выпускавшуюся на Рижской автобусной фабрике, знали все. Существовала и категория граждан, которая с гордостью относила себя к водителям нового «рафика». Производителю удалось исправить недостатки предшествующей модели, а также наделить ее оригинальным дизайном. Поэтому никто не мог упрекнуть создателей в очередном копировании западного автопрома.

РАФ-2203

Особенности

В советское время РАФ-2203 можно было увидеть чуть ли не в каждом дворе. Эти модели служили маршрутками, каретами скорой помощи, работали в пожарной службе, милиции и даже выступали в роли инкассаторской машины. Это был, наверное, самый массовый автомобиль советского автопрома. Для своего времени «рафик» получил действительно оригинальные дизайн и конструкцию кузова, что и сделало его таким востребованным. Просторный салон машины оказался одновременно комфортным. Поэтому в кабине могли разместиться до 12 пассажиров и различное оборудование в спецверсиях. О высокой узнаваемости модели говорит о тот факт, что после окончания выпуска РАФ-2203 многие люди все маршрутные такси интуитивно назвали «рафиками».

    К содержанию ↑

    История создания

    Разработка нового микроавтобуса началась в 1963 году вскоре после того, как стартовал серийный выпуск модели РАФ-977. Планировалось, что кузов автомобиля изготовят не из традиционного металла, а из армированного стекловолокна. Подобное направление в те годы было очень популярным. Например, можно вспомнить мелкосерийный микроавтобус «Старт» и ряд других экспериментальных моделей. Альтернативный материал был выбран по ряду причин. Первая – это активное развитие советской химической промышленности. В то время она занималась инновационными материалами для широкого применения. А это значило, что стеклопластику могло найтись применение и в автомобильной отрасли. Кроме того, его использование вместо стандартного листового металла в теории могло бы сделать машину легче и долговечнее. Дело в том, что с точки зрения коррозионной устойчивости пластмассовый кузов получился бы практически «вечным». Наконец, подобный прием сулил бы неплохую экономию стального листа.

    Однако освоение стеклопластика в качестве материала для изготовления кузовных деталей машины было приостановлено. На это было несколько причин. Одна из них – смена руководства страны. Это привело к пересмотру приоритетов и направлений, в том числе и в химической промышленности. Еще в ходе экспериментов было доказано, что стеклопластик не обладает достаточной механической прочностью. Кроме того, он проигрывает металлу в стабильности характеристик. Итак, конструкторы вернулись к традиционному металлу. В конце 60-х годов техническое задание по созданию новой машины еще не было конкретно сформировано. Однако все на Рижской автобусной фабрике понимали, что автомобиль будет базироваться на ГАЗ-21 «Волга». Единственным ограничением была высокая пассажировместительность. Новый микроавтобус должен был вмещать 12 человек.

    В специально организованном конкурсе приняли участие 2 творческие группы заводских конструкторов. Каждая из них должна была построить по два опытных образца. Из-под крыла первой команды под руководством А. Миезиса вышел РАФ-982-1, а второй под руководством А. Бергса – РАФ-982-2. Первый коллектив пытался уйти от полукапотной и вагонной компоновки. Примерно по этой же схеме в 195 году был выполнен новый Ford Transit. Еще одно важное отличие данной машины: водитель и пассажир сидели не «на колесе», как в первом микроавтобусе РАФ, а за передней осью. Подобное решение применяется на современных ГАЗелях. Но было у построенного автомобиля и несколько недостатков. Он получился довольно тяжелым и устаревшим. Последний эффект усиливался за счет компактной площади остекления и высоко поднятой боковой линии.

    А вот модель группы Бергса получилась абсолютно другой. При этом команда не стала отступать от привычной вагонной компоновки с расположением водителя и пассажира над передней осью. Однако ей удалось создать микроавтобус с необычным экстерьером. Автомобиль выглядел нетрадиционно благодаря сильному наклону «лобовика» и большой площади остекления. В результате, он получился более современным. Дизайн машины был создан членом Союза художников СССР Артуром Эйсертом. И она выглядела, как «пришелец из будущего», опередив свое время. Подобные модели в те время даже не выпускал зарубежный автопром. Он получился гармоничным и красивым.

    Оба варианта были показаны межведомственной комиссии Минавтопрома. Они были изучены совместно со специалистами НАМИ и сотрудниками Министерства здравоохранения. В результате был вынесен вердикт, автомобиль с более привычным дизайном, разработанный группой Миезиса, более удачный для серийного производства. Однако к следующим «смотринам», которые прошли в 1971 году, команда Бергса подготовила усовершенствованный вариант своей модели, лишив его очевидных недостатков. Более того, внешность машины была слегка «приземлена», что стало плюсом для концепт-кара. В результате был вынесен вердикт, что в Латвии будет выпускаться именно РАФ-982-2. Но для начала нужно было построить новый завод. Дело в том, что Рижская фабрика по производственным мощностям и уровню технологий не соответствовала современным требованиям. Одновременно со строительством предприятия продолжались работы по разработке микроавтобуса. Доводили его конструкцию совместно со специалистами НАМИ. Будущая новинка должна была стать «самой-самой», а также иметь массу модификаций для использования в разных сферах. Кроме того, он должен был быть самым массовым среди моделей подобного типа.

    За время разработки у автомобиля появился новый «донор агрегатов». В этой роли выступил ГАЗ-24, который пришел на смену устаревшему ГАЗ-21. Поэтому было решено брать узлы и агрегаты от более современной модели. Благо, конструктивно они не сильно отличались от компонентов предшественницы. Таким образом, инженерам не пришлось вносить серьезные изменения в конструкцию и компоновку нового микроавтобуса. Зато для автомобиля разработали собственный логотип, который представлял собой стилизованный силуэт машины. В него латиницей «вписали» заводскую аббревиатуру RAF. Из-за этого некоторые советские граждане были уверены, что микроавтобус является зарубежной моделью. Усиливал этот эффект оригинальный дизайн новинки.

    К содержанию ↑

    Легенды, связанные с РАФ-2203

    В конце 70-х годов для работы в секретном подземном городе Москвы («Метро-2») были созданы специальные электрокары, в основе которых лежал микроавтобус. Их главной особенностью стал суженный кузов, но шасси при этом оставалось стандартным. Еще машину наделили сдвижной боковой дверью. Это было необходимо для работы автомобиля в тесном туннеле. Задняя дверь транспортного средства была разделена на 2 части. Через верхнюю можно было попасть в салон, а нижняя вела к аккумуляторным батареям. Один из таких «рафиков», но, правда, уже с бензиновым силовым агрегатом, окончил свои дни во дворе НТЦ РАФ на улице Дунтес. При этом сохранились эскизы интерьера секретных машин. И стоит сказать, что он был довольно роскошным. За его создание отвечало заводское Бюро спецавтомобилей.

    Стоит сказать, что «рафик» переделывали и различные иностранные компании. Например, финская фирма Tamro из Тампере увеличила высоту машины, в результате чего появился довольно комфортный санитарный автомобиль. Данный показатель вырос на 200 мм. Это существенно облегчило работу медиков. А на базе РАФ-22038 французская компания Labbe построила инкассаторскую машину. И это был первый серийный автомобиль для перевозки денег. Однако данные экземпляры проработали недолго, так как шасси транспортного средства было абсолютно непригодно для подобных целей.

    Еще один интересный факт: несмотря на то, что модели в 1979 году присвоили «Знак Качества», с этим самым качеством у нее были определенные проблемы. К середине 80-х автомобиль не только устарел морально, но и лишился своего важного достоинства. А именно относительно высокого уровня изготовления. Сообщалось, что новые микроавтобусы буквально «разваливались» на глазах. В первую очередь это касалось кузова ТС. По сравнению с ранними экземплярами он приходил в негодность гораздо быстрее. Поэтому многие водители такси и прочих спецмобилей крайне негативно отзывались о микроавтобусе. Высокий уровень брака, достигший 13 процентов, привел к смене руководства на предприятии. А на модернизацию модели были выделены значительные средства.

    К содержанию ↑

    Технические характеристики

    Под капотом автомобиля устанавливался 2,4-литровый 4-цилиндровый рядный бензиновый двигатель, который генерировал 98 л.с. мощности при 180 Н*м крутящего момента. С ним в тандеме работала механическая КПП на четыре скорости. Привод – задний. Максимально микроавтобус мог развивать скорость в 120 км/ч, разгоняясь до «сотни» примерно за 14 секунд. В среднем автомобиль РАФ-2203 тратил 15 литров топлива на 100 км пути. На трассе этот показатель снижался до 12 литров, а в городском цикле вырастал до 18 литров.

    Длина модели составляла 5070 мм, ширина – 1940 мм, а высота – 1970 мм. Расстояние между осями достигло отметки в 2630 мм. Клиренс равен 180 мм. Полная масса автомобиля составляла 2710 кг, а снаряженная – 1750 кг. У машины было 4 двери, а в ее кабину помещалось 12 человек. Багажного отделения у нее не было. А в бензобак можно было залить до 55 литров горючего. Передняя подвеска микроавтобуса была независимая, пружинная, с поперечными рычагами, задняя базировалась на рессорах. Тормозные механизмы на обоих осях были барабанными. Также стоит отметить наличие гидроусилителя руля. Грузоподъемность микроавтобуса достигала 960 кг.

    К содержанию ↑

    Производство

    Сборка микроавтобуса стартовала на Рижской автомобильной фабрике в 1975 году. Ежегодно на данном предприятии выпускалось более 15 000 экземпляров модели. При этом сам завод был рассчитан на сборку 17 000 машин. В 1987 году начался выпуск переходного варианта от РАФ-2203 к РАФ-22038-02. Ее прототип показали на выставке «Автопрому СССР 60 лет». На концепте в задней части боковин располагались узкие поворотные форточки, но в серийной версии их не оказалось. Производство «рафиков» остановилось в 1997 году из-за потери основного рынка сбыта в странах СНГ, где стали продавать более современный аналог модели – ГАЗель. В 1998 году предприятие признали банкротом.

    К содержанию ↑

    Версии автомобиля

    Автомобиль выпускался в нескольких разных исполнениях, позволяющих охватить многие сферы деятельности советских граждан. В частности:

    • РАФ-2203 – стандартная модель;
    • РАФ-22031 – скорая помощь;
    • РАФ-22032 – такси;
    • РАФ-22033 – оперативный автомобиль ГАИ;
    • РАФ-22034 – служебный пожарный автомобиль;
    • РАФ-22035 – машина для централизованной перевозки крови;
    • РАФ-22036 – модель для нужд ГАИ и одновременно санитарный автомобиль;
    • РАФ-22038 – немного обновленная модель;
    • РАФ-22039 – такси на базе прошлой модификации.

    Остановимся подробно на каждом варианте исполнения. Так, в модификации для такси была немного изменена конфигурация салона: кресла в ней располагались вдоль кабины. Оперативный автомобиль с индексом 22033 имел специальную окраску: желтый корпус с синими полосами, надписями и гербом СССР. В его оснащение входили соответствующие средства связи, проблесковые маяки и поворотные прожектора. А внутри было все необходимое для работы оперативной бригады на месте аварии. Но самое интересное – машина комплектовалась специальной фотостереосистемой для фиксации месте ДТП. Благодаря ей отсутствовала необходимость в замере расстояния между объектами. Для ее установки на крыше микроавтобуса предусматривался сдвижной люк.

    Служебный автомобиль для пожарной службы мог перевозить до 5 человек и оборудование. Однако он оказался нерентабельным, поэтому все закончилось несколькими опытными образцами. Модель для перевозки крови оснащалась перегородкой, которая отделяла кабину водителя от грузового помещения. Внутреннюю отделку машины можно было мыть и дезинфицировать. В грузовом отделении ставились 2 стеллажа и термоизоляционные контейнеры. Версия 22036 в основном предназначалась для патрулирования на дорогах вдали от населенных пунктов. Внутри машины было все необходимое для работы на месте аварии, включая оказание доврачебной медицинской помощи. В состав экипажа всегда входил сотрудник ГАИ, прошедший специальную подготовку, или фельдшер. Еще одна особенность данной модификации – установка УКВ. Модель 22038 имела скошенную назад решетку радиатора, другие зеркала, дверные ручки, бамперы и облицовку лицевой стороны.

    Отдельно хотелось бы выделить «олимпийскую» вариацию РАФ-2203, которая обслуживала Олимпиаду-80. Несколько пробных моделей было выпущено еще в 1979 году. Всего вышло около 300 экземпляров «олимпийских рафиков». Сопровождение огня из Греции в Советский Союз было возложено на РАФ-2907. Так как автомобиль должен был передвигаться на низкой скорости, у него серьезно доработали систему охлаждения. В частности, поставили радиаторы большего объема и электрические вентиляторы. А сзади располагался отсек для хранения 6-ти олимпийских факелов. И машина с честью справилась со своей миссией. Позже на базе РАФ-2907 выпускали электрокары, пикапы-веловозы и другие интересные модификации.

    К содержанию ↑

    РАФ-2203 сейчас

    Сегодня этот автомобиль является лакомым объектом для коллекционеров. Тем более, автомобиль получил столько разнообразных модификаций, что работы по поиску и реставрации редких версий любителям этого дела хватит надолго. К слову, некоторые модели вполне дожили и до наших дней. Например, один из автолюбителей из города Сочи выкупил старый «рафик», привел его в продажу и сейчас возит на нем людей от пляжа. Блогеры замечали РАФ-2203 в Крыму и Владикавказе. Также модель переоборудуют под автодома. И востребованность машины, которая уже не выпускается сегодня, вполне объяснима. Это был самый массовый автомобиль во многих сферах, поэтому многие отечественные водители или их папы и дедушки сидели за его рулем. А кто-то ездил в качестве пассажира или пациента скорой помощи. На соответствующих сайтах можно найти несколько десятков объявлений о продаже «рафика» по цене от 50 000 рублей. Но за модель в хорошем состоянии просят не менее полумиллиона. Это многое говорит о машине, ведь, если доплатить 200 000 рублей, можно взять Гранту в базе (фото: РАФ).

    К содержанию ↑

    Нет больше статей