В 1950-х годах советская промышленность вела активные разработки разных транспортных средств. В частности, на московском АЗЛК конструкторы занимались сразу несколькими проектами, в рамках которых они планировали адаптировать платформу от седанов под машины с другими типами кузовов. Результатом такой работы стало появление «Москвича»-415, полноприводного внедорожника, который вышел более чем на 10 лет раньше легендарной Нивы.

Первые экземпляры

1950-е годы в советской истории отметились тем, что сразу несколько предприятий взялись за разработку полноприводных автомобилей. На АЗЛК решили создать собственный внедорожник, основу для которого взяли у «Москвича»-410. Но после проведения нескольких заводских испытаний стало понятно, что данная платформа не подходит для подобных автомобилей. Поэтому конструкторы решили создать новую архитектуру, которую можно адаптировать под внедорожники.

    Несмотря на сказанное, инженеры все же взяли за основу часть решений, ранее реализованных на легковых «Москвичах». Но их конструкция не обеспечивала той жесткости, которая требовалась от полноценных внедорожников. Поэтому при создании «Москвича»-415 инженеры взяли мощную лонжеронную раму с открытым кузовом. Из-за нее советская модель внешне стала походить на армейский Willys MB, созданный совместно с Ford, единичные экземпляры которого еще сохранились в СССР 1950-х годов.

    Впрочем, конструкторы при создании «Москвича»-412 практически не уделяли внимание вопросам проработки дизайна кузова. Они в основном сосредоточились на прочности конструкции внедорожника. В связи с этим новинка получила быстросъемные двери и тентованный верх, который крепился к трубчатому каркасу. Как и у американского Willys, у советской модели лобовое стекло крепилось с помощью специальных застежек и могло откидываться вперед.

    Техническая часть

    Для первых экземпляров внедорожника конструкторы взяли техническую часть у «Москвича»-410. Основу автомобиля составили 2 неразрезных моста с зависимой рессорной подвеской. «Москвич»-415 оснастили 3-скоростной механической КПП, которая была связана с раздаточной коробкой. Она обеспечивала подключение переднего моста с помощью одного рычага. Новинка получила двигатель мощностью 35 л.с., которой не хватало для спокойного преодоления бездорожья. А этот параметр играл важную роль для разработчиков «Москвича»-415, так как его изначально планировали поставлять в армию.

    Автомобиль не был подготовлен и к бездорожью. Причем во многом это объяснялось просчетами в конструкции. Из-за низко посаженной раздаточной коробки автомобиль застревал в снегу и грязи. Также конструкторы слишком близко установили педали газа и тормоза, что существенно усложняло управление. При этом и инженеры, и военные, тестировавшие «Москвич»-415, заявили, что конструкция внедорожника была удачной.

    Последние экземпляры

    Приняв во внимание все претензии, конструкторы взялись за доработку «Москвича»-415. В 1959 году они заменили прежний двигатель на более мощный агрегат, развивавший до 45 л.с. Он сочетался уже с 4-ступенчатой «механикой». Однако конструкторы не убрали множество недочетов, характерных для первых опытных образцов. Раздаточная коробка вновь мешала проезжать по бездорожью, в салоне автомобиля отсутствовали зоны под размещение спецоборудования и многое другое.

    Более того, установка мощного двигателя лишь улучшило показатели проходимости. Однако «Москвич»-415 все так же достаточно легко застревал на бездорожье, сильно перегревался летом и постоянно выходил из строя. В определенный момент конструкторы тратили больше времени на доработку и починку автомобиля, чем на его испытания. Позднее инженеры усилили конструкцию внедорожника, внедрив более мощные полуоси и другие детали. Также была установлена более надежная тормозная система. Однако даже такие изменения практически не сказались на проходимости автомобиля.

    Спустя некоторое время инженеры создали «Москвич»-416, который отличался от своего предшественника только наличием цельнометаллического кузова. Ожидалось, что такая модель будет востребована среди сельского населения. Но и она так и не поступила на конвейер.

    Что в итоге?

    Перспективный «Москвич»-415 в итоге так и остался в виде нереализованного проекта. Это произошло не только потому, что в конструкции автомобиля было много просчетов, хотя она и считалась удачной. Министерство промышленности СССР в то время было не заинтересовано в появлении подобного внедорожника. Также АЗЛК испытывал недостаток мощностей: все конвейеры в тот период были загружены легковыми машинами. Кроме того, руководство предприятия по заданию партии было вынуждено переориентировать сборку на автомобили, предназначенные для экспорта.

    Такое сочетание факторов привело к тому, что АЗЛК не выпустил ни одного серийного экземпляра «Москвича»-415.

    Запись перемещена в архив
    Нет больше статей