В СССР создавали, по сути, только 3 типа массовых автомобилей: седаны (или их вариации типа лифтбеков или хэтчбеков), внедорожники и универсалы. Но полноценных семейных машин, более известных как минивэны, в Советском Союзе не было. При этом первые прототипы автомобилей данного класса стали проектировать еще в 1960-х годах. Но только через 20 лет на свет появился первый советский минивэн. И им стала модель АЗЛК «Арбат».

Это принципиально новый «Москвич»

Конструкторы, занимавшиеся будущим минивэном АЗЛК «Арбат», практически сразу отказались от идеи взять за основу 5-дверный хэтчбек «Москвич» и создать на его базе увеличенный в размерах автомобиль. Однако от первой модели для разрабатываемой новинки позаимствовали переднеприводную платформу. Но корпус для «Арбата» создавали с нуля.

    В процессе разработки минивэна конструкторы создали несколько вариантов автомобиля, которые существенно различались между собой. В итоге было принято решение взять на вооружение дизайн минивэна с гладким кузовом, тогда как в мире в то время чаще выпускали преимущественно квадратные автомобили.

    При этом такой подход к проектированию новой модели оттянул сроки появления первого экземпляра. На создание прототипа у конструкторов ушло более полутора лет. Отчасти столь продолжительный срок был обусловлен тем, что инженерам потребовалось немало времени на адаптацию имевшихся в распоряжении платформы, трансмиссии и мотора под новый кузов.

    Конструкция и моторы

    «Арбат» отличался каркасно-панельной конструкцией. Основу автомобиля составлял стальной остов. К нему крепился пространственный каркас, с которым соединялись наружные пластиковые панели. В качестве силового агрегата конструкторы выбрали один из моторов новой перспективной линейки АЗЛК-21414, которую разрабатывали в тот же период, что и «Арбат». Под капотом минивэна разместили 1,8-литровый безнаддувный двигатель, развивавший до 95 л.с. мощности. При этом приводы ведущих колес, рулевое управление, коробку передач и стойки передней подвески конструкторы позаимствовали у «Москвича»-2141.

    В связи с тем, что нагрузка на основу у минивэна получилась больше, чем у его прототипа, заднюю подвеску для «Арбата» спроектировали новую.

    Минивэн, опередивший время

    В новом «Арбате» конструкторы реализовали много интересных решений, часть которых лишь недавно стала привычной для автомобилей данного класса. Так, советская модель комплектовалась передними креслами с регулируемой длиной подушки. Причем эти сидения можно было разворачивать в сторону выхода, что облегчало посадку и высадку. Этого нет даже в Kia Carnival, который сегодня считается одним из эталонов среди минивэнов.

    Вторая примечательная деталь, совершенно нехарактерная для автомобилей 80-х годов — цифровая приборная панель. Кроме того, прототип «Арбата» оснастили многофункциональным рулевым колесом и климатическим оборудованием. Также следует отметить оригинальные оптику и радиаторную решетку. Подобные детали экстерьера стали появляться на серийных моделях только в 2000-х годах.

    Почему «Арбат» так и не вышел?

    Разработка «Арбата» завершилась ближе к концу 1980-х годов. В тот период московский завод АЗКЛ работал на пределе своих возможностей из-за высокого спроса на «Москвичи». Поэтому руководство предприятия решило перенести производство перспективного минивэна в Калугу. Но «Арбат» так и не встал на ленту конвейера.

     

    Производство минивэна должно было стартовать как раз в тот период, когда развалился СССР. Сразу после распада страны АЗЛК, который еще недавно не успевал удовлетворить высокий спрос на свою продукцию, стал испытывать серьезные проблемы. Поэтому предприятие отказалось от развития минивэна. В итоге был создан всего один прототип «Арбата» с пластиковыми кузовными панелями.

    Запись перемещена в архив
    Нет больше статей