ЗИС-110 стал настоящим символом начала новой мирной жизни. Серийное производство этой машины стартовало в 1945 году. И это был не просто новый автомобиль, а огромный, роскошный, сияющий хромом лимузин. Причем разработка модели стартовала еще в 42-м году. Руководство Советского Союза после победы в войне хотело пересесть с иномарок, на которых они ездили с 1917 года, на отечественную машину. И у них это получилось. Несмотря на то, что прототипом для ЗИСа выступил американский Packard, полностью копировать донора не стали. Благодаря этому данный автомобиль стал олицетворением СССР к достижению технологического и индустриального превосходства. В машине были реализованы самые инновационные и смелые идеи той эпохи. Но самым важным фактом является то, что ЗИС-110 навсегда останется автомобилем Сталина.

ЗИС-110

Особенности

ЗИС-110 – это во многом уникальная модель для столичного автозавода. Более того, она даже являлась флагманом советского автопрома. Одновременно с этим, это была последняя легковая машина, которую собирали на потоке и в которой возили не только партийно-хозяйственных руководителей, но и обычных граждан СССР. Но в первую очередь данный автомобиль, конечно же, предназначался для высших чинов. В частности, самым придирчивым заказчиком был непосредственно Иосиф Сталин.

    Несмотря на то, что прототипом для ЗИС-110 послужил американский Packard, советские инженеры сумели сделать машину действительно оригинальной и даже самобытной. Детали экстерьера и интерьера автомобиля хоть и были похожи на базовую модель, полностью их не повторяли. Более того, от некоторых архаизмов инженеры даже избавились. Еще новинка стала первой серийной отечественной машиной с независимой пружинной передней подвеской.

    К содержанию ↑

    История создания

    Работа над проектом по созданию советского лимузина стартовала еще в 1942 году, едва завод, эвакуированный в октябре 41-го в Миасс и Ульяновск, частично вернулся в столицу. Но для начала стоит отметить, что ранее топовыми автомобилями в СССР были ЗИС-101 и американский Packard. На первом возили начальников ранга министров, а на втором – высших руководителей. Именно машины американской марки генерал Николай Власик, начальник охраны Иосифа Сталина, лично курирующий работы с самого начала, назвал образцом для будущей новинки. Его фразу «Сталин любит Паккарды» на предприятии повторяли, как заклинание.

    Эскизы автомобиля были созданы дизайнером Андреем Островцевым. По ним видно, как машина смелой оригинальной стилистики постепенно превращалась в прямой аналог лимузина Packard 180. Это была последняя предвоенная флагманская модель американской компании. При этом данной машины в кремлевском Гараже особого назначения не было. В те времена членов Политбюро обслуживали более ранние 8-ми и 12-цилиндровые автомобили моделей Eight и Twelve. Сам 180-ый появился в автопарке в 1941 году. А в августе 43-го в СССР пришли и иные аналоги будущего флагмана – Cadillac Fleetwood и Buick Limited.

    Что касается самого ЗИС-110, то в плане экстерьера он действительно был очень похож на «американца». Но что интересно, ни одна кузовная деталь советской модели не повторяла аналогичную на прототипе. Более того, отечественные дизайнеры старательно избавляли машину от некоторых заокеанских архаизмов. В частности, автомобилю не достались чехлы в передних крыльях, где размещались запасные колеса, и подножки. Детали салона также повторяли аналогичные элементы «американца», но не в точности. Больше схожести можно было обнаружить в конструкции транспортных средств.

    Советская мощная рама с Х-образным усилителем и общая компоновка шасси оказались полностью идентичными. При этом ЗИС-110 оказался первой отечественной серийной моделью, у которой передняя подвеска была независимой пружинной. Конструкция шасси для тех времен была одной из самых современных. Автомобиль комплектовался стабилизатором поперечной устойчивости и гидравлическими рычажными амортизаторами. Но эта конструкция была позаимствована у американцев. Ее компания Packard применяла на своих моделях со второй половины 30-х годов.

    В целом, ЗИС-110, как и большинство транспортных средств советского производства, можно назвать компромиссом между желаемым и возможным. Ведь автомобиль создавали в военные годы, а у страны не было большого опыта в сфере машиностроения. Кроме того, большое влияние на процесс оказывали сжатые сроки. Их даже можно назвать немыслимыми для построения полностью оригинального ТС, особенно такого класса. И все же, инженерам и конструкторам удалось приспособить зарубежную конструкцию с текущим реалиями производства и эксплуатации. Но для этого была проведена колоссальная работа. Еще один немаловажный фактор – прототип для новинки выбирал сам Сталин. И спорить с ним никому бы в голову не пришло. В Кремле машина была показана летом 1944-го. По воспоминаниям участников того мероприятия, Сталин рассматривал новинку очень внимательно, но все закончилось благополучно. Отдельно отметим, что за создание ЗИС-110 конструкторам Б.М. Фиттерману, А.Н. Островцеву, А.П. Зигелю и Л.Н. Гусеву в июне 1946 года была присвоена Сталинская премия.

    К содержанию ↑

    Легенды, связанные с ЗИС-110

    Вообще стоит сказать, что непосредственно Иосиф Сталин приказал скопировать главный автомобиль страны с американского Паккарда – это главный миф, связанный с этой машиной. В этой связи стоит напомнить, что аббревиатура ЗИС расшифровывается как Завод имени Сталина. Но действительно, проектирование модели курировалось на самом верху. К слову, купить эту модель было нельзя, только заслужить. В частности, данным автомобилем премировали Игоря Васильевича Курчатова – «отца» советской атомной бомбы. ЗИС-110 «засветился» и в кино. На нем возят героиню Любови Орловой в фильме «Весна».

    Лимузин, созданный для «отца народа», переехал и в эпоху оттепели. Сам Никита Сергеевич Хрущев, который любил ездить по совхозам и колхозам, делал это на полноприводной модификации модели. Использовали ЗИС-110 и в качестве санитарной машины. Сборка такой вариации стартовала в 1949 году. Автомобиль отлично подходил для этих целей, так как имел мягкую подвеску и просторный кузов для медиков и больного. Носилки задвигались через задний люк, под которым была сделана специальная ниша для запасного колеса. Таким образом, подобную версию можно было считать неким прообразом хэтчбека. Но из-за высокой цены было собрано всего 48 санитарных машин.

    Кроме того, автомобиль был востребован и за пределами Советского Союза. Так, в 1940-х годах на нем ездил президент Финляндии Юхо Кусти Паасихиви, который активно проводил линию дружбы с СССР. Бронированную модификацию модели поставляли в том числе и в Ирак, Афганистан и Вьетнам. Также бытует легенда, что в 1949 году ЗИС-110 зеленого цвета был подарен Сталиным Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I. В этой истории все звучит складно, ведь именно «отец народа» начал возрождать в стране религиозную жизнь. А РПЦ оказала неоценимую помощь армии во время Великой Отечественной Войны. И зеленый цвет в данном случае выбран неслучайно, так как он олицетворяет вечную жизнь и животворение. Но обнаруженные недавно архивные документы развенчали этот миф. В них сказано, что автомобиль был куплен за средства самой Московской патриархии.

    К содержанию ↑

    Технические характеристики

    Под капотом ЗИС-110 располагался рядный 8-цилиндровый агрегат. В 40-е годы такой двигатель откровением не был. Более того, в те годы многие американские и даже европейские компании делали уже более современные и компактные V-образные моторы. Двигатель для автомобиля также был скопирован с Паккарда. Его геометрия – 90х100 мм (диаметр цилиндра и ход поршня). При этом первый показатель был на 1 мм больше в сравнении с американским агрегатом. А вот ход поршня остался неизменным. Объем мотора составлял 6 литров, а мощность – 140 л.с. при 3600 об/мин. Для советских легковушек того времени такой показатель был рекордным. При этом американский донор развивал 160-165 л.с. при 3500-3600 об/мин. Чуть позднее на предприятии был разработан форсированный до 162 л.с. мотор. Правда, выпускали его небольшими сериями. В основном такой двигатель ставили на бронированные ЗИС-115. До «сотни» лимузин с базовым агрегатом разгонялся за 28 секунд.

    КПП для автомобиля также скопировали с «американца». Причем вплоть до передаточных чисел. Первая передача – 2.43, вторая – 1.53, а третья – 1.00. У машин отличалась только главная скорость: 4.36 у ЗИС против 3.9 у Паккарда. Впрочем, у последнего было хитрое устройство, условно добавляющее две передачи. Овердрайв активировался, если водитель при сигнале специальной лампы на панели опускал и сразу же вновь нажимал педаль газа. Данное устройство работало и на 2-ой, и на 3-ей скорости. Однако советские инженеры решили отказаться от такой конструкции. Но рычаг КПП все же установили на рулевой колонке, что было модно в те годы.

    Важной особенностью машины было наличие гидропривода тормозов. Благодаря этому автомобиль снаряженной массой в 2575 кг, развивающий рекордные для того времени 140 км/ч, мог эффективно тормозить. Для улучшения плавности хода впервые в отечественном автомобилестроении цельная балка переднего моста была заменена на независимую рычажно-пружинную систему. Длина лимузина составляла 6000 мм, ширина – 1960 мм, высота – 1730 мм. Колесная база достигла отметки в 3760 мм. Клиренс был равен 200 мм. В смешанном цикле автомобиль тратил около 23 литров горючего на 100 км пути, а в его бензобак вмещалось до 80 литров топлива.

    К содержанию ↑

    Производство

    Серийный выпуск ЗИС-110 стартовал в 1945 году и продолжался до 1958 года. За это времени с конвейера предприятия сошло 2089 машин самых разных модификаций. Эта модель сменила на заводе ЗИС-101, а ее в свою очередь заменил ЗИЛ-111. Смена названия обусловлена тем, что по приказу Никиты Сергеевича Хрущева в рамках борьбы с культом личности Сталина предприятие ЗИС стало носить имя И.А. Лихачева. Что касается самого ЗИС-110, то американский автомобильный историк Майкл Седжевик утверждает, что штампы для изготовления кузовных панелей машины в годы войны под давлением правительства США были проданы в СССР. Это предположение основано на известном факте поставки аналогичного оборудования для штамповки кузова ЗИС-101 ателье Budd. Это обошлось государству в 1,5 млн долларов и заняло 16 месяцев.

    При этом сами штампы не были отфрезированы, как это делается в обычной практике автомобилестроения, а отлиты из цинк-алюминиевого сплава. Благодаря этому завод, который находился в условиях эвакуации, мог снизить трудоемкость и стоимость изготовления. Но эти штампы могли выдержать лишь ограниченное количество рабочих циклов. Впрочем, для модели такого класса, которая собиралась в небольших объемах, это решение оказалось приемлемым. Сама машина выпускалась в нескольких кузовных оттенках: черном, синем, бордовом и темно-зеленом. Фаэтонам ЗИС-110Б были положены серый, серо-голубой, черный и бежевый оттенки. Отдельно отметим, что в победном 1945 году завод собрал всего 34 серийных лимузина. Вероятнее всего, это связано с острым недостатком стали в стране.

    К содержанию ↑

    Версии автомобиля

    На базе ЗИС-110 было создано несколько модификаций:

    • ЗИС-110А – машина скорой медицинской помощи;
    • ЗИС-110Б – фаэтон со складной матерчатой крышей (сходил с конвейера с 1949 по 1957 годы);
    • ЗИС-110В – кабриолет со складным электрическим тентом, а его стекла опускались вместе с рамками (построили всего 3 экземпляра);
    • ЗИС-110Ш – экспериментальная модель с полным приводом (2 экземпляра построили на отечественных агрегатах, а 2 – на шасси Dodge WC51);
    • ЗИС-110П – полноприводная модификация;
    • ЗИС-110Ш – штабной автомобиль;
    • ЗИС-110И – модель с силовым агрегатом и АКПП от ГАЗ-13 «Чайка»;
    • ЗИС-115 – машина с бронезащитой.

    Отдельно хотелось бы остановиться на последней модификации. В довоенное время пробовали бронировать ЗИС-101, но дальше пары опытных образцов дело так и не пошло. Кроме того, тогда защищали уже готовую машину. Теперь же стали делать бронированную капсулу, которую «одевали» потом в кузов. И внешне такой ЗИС-110 нельзя было отличить от стандартной модели. Только если внимательно присмотреться к машине, можно было заметить мутноватые 6-слойные стекла, толщина которых достигала 75 мм. Еще отличительной особенностью были более выпуклые колпаки колес, за которыми скрывались оригинальные ступицы. Из необычных технических решений можно отметить гидропривод стекол. Их поднимали, накачивая жидкость рычагом на все двери. Такую конструкцию можно сравнить с домкратом. А опускались стекла с помощью открытия клапана гидросистемы, т.е. под собственной тяжестью.

    Вместо стандартных покрышек 7,70-15 на данную модель ставились увеличенные шины 7,50-17. Но и они с трудом могли выдержать автомобиль, масса которого достигала 4670 кг. Для сравнения, обычная версия машины весит 2573 кг. Именно из-за массы эта модификация модели была признана неудачной. Все собранные образцы были отправлены в дружественный Китай, а ТС стали облегчать. В результате и появилась финальная версия ЗИС-115. Ее масса была равна уже 4170 кг. Еще автомобиль получил форсированный до 162 л.с. силовой агрегат. Предельная скорость машины снизилась с 140 до 130 км/ч. Первый ЗИС-115 был выпущен в 1949 году. На нем возили Иосифа Сталина, членов Политбюро, также автомобиль поставляли на экспорт в социалистические страны.

    К содержанию ↑

    ЗИС-110 сейчас

    Историческая значимость ЗИС-110 неоценима. Это был не просто автомобиль, а важный символ советской промышленности и технологического процесса. Он демонстрировал могущество СССР на международной арене. ЗИС-110 участвовал в многочисленных официальных мероприятиях и парадах, а его вид внушал уважение и гордость. Но самое главное, что к машине мог прикоснуться даже обычный гражданин. Автомобиль использовался в качестве такси на дальних международных линиях, например, «Москва-Рязань». Также машину с 1947 по 1958 годы можно было встретить в столичной таксомоторной службе. Сегодня же эта модель является предметом коллекционирования. Ее часто можно встретить на различных тематических выставках и ретро-пробегах. Единичные экземпляры также выставляют на продажу, причем их стоимость впечатляет. На момент написания статьи на одном из порталов машину продавали по цене достигающей 18 млн рублей.

    К содержанию ↑

    Нет больше статей