ЛуАЗ-969 — это не просто советский легковой автомобиль, а целое семейство грузопассажирских малолитражек повышенной проходимости. К тому же, данная модель является долгожителем. Она продержалась на конвейере с 1966 по 2002 годы. Впервые в советской истории автомобиль создавался специально для нужд сельских жителей. В то время было необычно, что машину продают в личное пользование колхозникам. И они были рады. Простота конструкции упрощала обслуживание и повышала надёжность авто. А полный привод помогал ездить в любую погоду и время года. Это тот редкий случай, когда из не очень хороших комплектующих родился очень хороший автомобиль.

ЛуАЗ-969

Особенности

ЛуАЗ-969 во многом был уникальной моделью. Так, его полунесущий кузов с интегрированной лонжеронной рамой погнуть весьма непросто. А пространство для пассажиров сильно смещено вперёд. Сделано это для максимальной загрузки ведущей оси, чтобы даже на переднем приводе уверенно преодолевать любые препятствия на своём пути. При этом на асфальте ему не уютно: гул, потряхивания и шум со всех сторон. 40-сильного двигателя на трассе не хватает, он откровенно слаб. А короткие передачи не придают ускорения, поэтому скорость — не его стихия. Но все передачи на его КПП с синхронизаторами, а 4 вообще универсальна: можно и с места тронуться, а можно и в гору заползти. В общем, на все случаи жизни.

    У машины отсутствует межосевой дифференциал, поэтому постоянный привод — передний. На дорогах с твёрдым покрытием рекомендуется отключать задний мост. Независимая торсионная подвеска всех колёс тоже была в диковинку на таком автомобиле. Самый распространённый двигатель был V-образный, четырёхцилиндровый. Рабочий объём 1,2 литра, а мощность 40 л.с. Жидкостного радиатора не было, так как охлаждение мотора воздушное. Поэтому на зиму закрывали жалюзи моторного отсека. Крыльчатка работает на втягивание, обильное оребрение основных поверхностей двигателя и поддона, воздухоотводящие кожухи — всё это эффективно помогало не перегреваться. Многолопастной вентилятор был отлит из магния, что делало его очень лёгким. Под капотом просторно, так что без проблем можно подлезть к двигателю со всех сторон для проведения обслуживания и ремонта.

    В отличие от заднемоторных собратьев, в системе охлаждения двигателя отсутствовали термостаты. Так что за температурой надо было следить. При перегреве или в зимний период можно было управлять жалюзи, расположенной на решётке перед двигателем, ручкой из салона. И работала эта система намного лучше, чем автоматическая на «Запорожцах». Отопитель салона был жидкостного типа. Его можно было использовать зимой для предпускового прогрева мотора автомобиля. Это очень выручало в Сибири. Просёлок, лесные дороги, поля — именно здесь ЛуАЗ раскрывается во всей красе. Он даже едет по-другому. Зубастая фирменная резина гребёт на славу по любому покрытию.

    У ЛуАЗа отсутствует раздаточная коробка, в нашем нынешнем понимании. Здесь двухвальная КПП. Отдельным рычагом в салоне можно подключить задние колёса, а также понижающую передачу. Есть и ещё один рычаг, он покороче и расположен ближе к правому сидению. Он управляет блокировкой заднего дифференциала. А блокировки переднего нет. При создании решили, что это будет излишеством. Эту «фишку» оставили лишь для армейских модификаций. Поскольку двигатель у «Запорожца» был сзади, а у ЛуАЗа он спереди, то изменилась раскладка передач. Первая — влево и на себя, вторая — влево и от себя. Немного непривычно, но освоиться можно быстро.

    Внутри крышки картера коробки переключения передач есть механизм отбора мощности вторичного вала. Это нужно для использования сельскохозяйственного оборудования. И присутствовала такая опция исключительно на переднеприводных версиях. В машинах с полным приводом там выходил кардан на заднюю ось. Крутящий момент передаётся валами, через боковые редукторы. За счёт такого решения модель получила внушительный дорожный просвет в 280 мм. Это больше, чем у «Нивы» и сравнимо с УАЗом на «военных» мостах. Кардан находится в трубе, так что его не погнуть, да и ничего лишнего не намотать. К слову, днище автомобиля получилось максимально ровным, насколько это возможно. Очень низкий центр тяжести придаёт внедорожнику отличную устойчивость. Его перевернуть случайно — весьма непростая задача. Разболтовка колёс, как у «Москвичей», но колёсные диски свои.

    Если включить понижающую, то будет лишь 1 передача, поэтому в раскачку на бездорожье выбраться не получится. Ведь активируется она тем же рычагом, что и полный привод. А включить пониженную можно при нейтральном положении рычага коробки переключения передач. Что касается внешности, то это очень сбалансированный визуально автомобиль. Дизайнерский проект объединил сразу 3 советских модели — легковушку (впоследствии «горбатый запорожец»), «инвалидку» (которую не запустили в производство) и внедорожник. Про салон особо сказать нечего. Он аскетичен — на первых моделях был исключительно голый металл в цвет кузова, да резиновые коврики на полу. Лишь небольшая полка со стороны пассажира, да ручка на панели из предметов роскоши. Благо, печка была, причём бензиновая.

    В салоне расположены 4 отдельных сидения. Задние можно сложить или вовсе снять для перевозки крупногабаритных грузов. Конструкция кузова проста — невысокие двери, лёгкий тент на дугах безопасности, откидной задний борт для погрузки поклажи сельского жителя. На борту расположилась запасное колесо. Трудно забыть характерный рокот двигателя — если слышал его хоть раз, то ни с чем не перепутаешь.

    К содержанию ↑

    История создания

    Стране нужны были неприхотливые полноприводные машины. НАМИ совместно с Ирбитским мотоциклетным заводом начали создавать полноприводный автомобиль ещё в 1958 году. Конструкция во многом была основана на плавающем вездеходе НАМИ-032Г. В 1964 году в Запорожье выпустили опытную партию ЗАЗ-969, но вскоре все наработки передали на Луцкий механический завод. Изначально автомобиль назывался ЗАЗ-969, а вот ЛуАЗ он стал лишь в 70-х. Он рождался, как военный «транспортёр переднего края», поэтому многие решения в конструкции пришли как раз из советской армии.

    В 1967 году автомобиль запустили в серийное производство, однако из-за дефицита комплектующих несколько лет выпускали только переднеприводную версию. Лишь в 1971 году смогли решить этот вопрос и народ получил уже полноприводную модель. На протяжении всего цикла жизни на конвейере ЛуАЗ-969 постоянно дорабатывался и модернизировался. Насчитывается более 7 тысяч различных модификаций.

    До 1975 года под капотом можно было увидеть лишь МеМЗ — 969 объёмом 0,877 литра, с отдачей в 30 л.с. Это был аналог двигателя от легендарного «Запорожца» 965А и 966В. И лишь в 1975 ЛуАЗ получил тот самый мотор МеМЗ-969А объёмом 1,2 литра и мощностью в 40 л.с. От агрегатов «Запорожца» ДВС отличался формой лопастей вентилятора системы охлаждения: он был призван всасывать встречный поток воздуха. Тогда как на заднемоторном автомобиле он вытягивал горячий воздух на улицу. В отличие от двигателя, у масла был свой радиатор для охлаждения. В картере его температуру помогало стабилизировать обильное оребрение.

    К содержанию ↑

    Легенды, связанные с ЛуАЗ-969

    Из знаменитых владельцев при жизни на конвейере у ЛуАЗ никого не было, так как изначально автомобиль создавался для села. Но в наше время среди автоблогеров он периодически встречается. Например, 3 года назад ЛуАЗ-969 с большим количеством модификаций для покорения бездорожья купил Константин Заруцкий (Academeg). На него были установлены карбюраторный 8-клапанный двигатель от ВАЗ-2110, колеса от квадроцикла, радиатор системы охлаждения от «Оки» и многое другое.

    Прожив с этим автомобилем 3 дня, он выпустил видео, где сделал вывод: «2 часа за рулём ЛуАЗа — это жизнь! Я понял, что это даже не средство против оффроуда. Это средство борьбы с самим ЛуАЗ. Он был построен для того, чтобы вы ему сопротивлялись. Ежесекундно эта машина хочет вас убить, уничтожить. Она сопротивляется любому движению. А если вы ее тюнингуете — она радостно перемалывает собственные детали. Если вы хотите купить аттракцион — вам сюда. На бездорожье всегда не хватает мотора. Всегда нужно ехать в натяг, либо залетать на скорости.» Далее ЛуАЗ ушёл на канал Combat Crew, где его использовали в качестве донора для другого экземпляра. У них вышло 11 видео о трудностях ремонта и покорении бездорожья на 969-ом.

    К содержанию ↑

    Технические характеристики

    Длина кузова машины составляет 3390 мм, ширина — 1610 мм, высота — 1770 мм. Масса равна 970 кг. Ширина передней колеи достигает 1335 мм, а задней — 1330 мм. Грузоподъёмность автомобиля составляет 400 кг. Допустимый вес прицепа без тормозной системы — до 300 кг. Объём топливного бака составляет 34 литра. Средний расход топлива с двигателем МеМЗ 969А (1,2 литра, 42 л.с.) — 9,2 литра на 100 км (бензин Аи-80). Гидроусилителя руля нет. Тормоза барабанные с вакуумным усилителем. Из элементов безопасности есть трёхточечные ремни и телескопическая рулевая рейка.

    К содержанию ↑

    Производство

    Первые опытные образцы автомобиля были построены в конце 1964 года. А уже весной следующего года машину отправили на ходовые дорожные и климатические испытания. Достоверно неизвестно, сколько экземпляров было выпущено, на фотографии тех времен позволяют предположить, что не менее 2-х экземпляров. В дальнейшем для отработки опытные образцы были переданы на Луцкий автозавод. Первая оптово-промышленная партия из 50 машин сошла с конвейера в декабре 1966 года. Тогда же стартовал мелкосерийный выпуск транспортного средства.

    Перенос производства автомобиля с мощностей Запорожского завода «Коммунар» был обусловлен тем, здесь просто не было возможности развернуть серийный выпуск модели. Поэтому вся документация была передана в Луцк. В 1971 году маша получила полноприводную трансмиссию с блокировкой заднего дифференциала. Еще через три года у модели заменили силовой агрегат. А в 1979 года на конвейер встала глубоко модернизированная версия внедорожника. Она выпускалась вплоть до 1990 года. Затем производитель сильно обновил модель и наделил ее новым обозначением «1302». При этом обе вариации внедорожника продолжали собирать параллельно. Выпуск первой прекратился в 1996 году, а второй – в 2002 году.

    К содержанию ↑

    Версии автомобиля

    Как уже говорилось, было создано множество вариаций ЛуАЗ-969. Вот некоторые из них:

    • ЗАЗ-969В/ЛуАЗ-969В/ЛуМЗ-969В — 1966-1972 гг. Временная версия, отличается передним приводом из-за дефицита запчастей;
    • ЗАЗ-969/ЛуАЗ-969 — 1971-1975 гг. Уже серийный автомобиль с полным приводом. Именно он поступил в продажу;
    • ЛуАЗ-969А — 1975 год. Полноприводная версия. Новый двигатель — МеМЗ-969А на 1,2 литра и мощностью 40 л.с. Впервые машина вышла под маркой ЛуАЗ. От предыдущей версии ее можно было отличить по боковым окнам в тенте;
    • ЛуАЗ-969Ф — 1977 год. Закрытый фургон с цельнометаллическим кузовом. Выпущен небольшой партией;
    • ЛуАЗ-969М — 1979-1996 гг. Сильно изменили оформление передней части автомобиля, поменяли фары. Немного изменилась форма и конструкция кузова, вместе с отделкой. Появился раздельный привод тормозных контуров и вакуумный усилитель на передних тормозах. На дверях поставили замки. На окнах в дверях появились сдвижные форточки. Изменился и салон — панель приборов обзавелась мягкой отделкой, рулевая колонка получила травмобезопасную конструкцию. Стали устанавливать сидения от «Жигулей» — стало ощутимо комфортнее. Именно эта модель получила широкое признание на различных выставках в СССР и даже на международном уровне. В 1978 году в Турине (Италия) на международном автосалоне она вошла в ТОП-10 лучших машин Европы. А золотую медаль в номинации «Лучший автомобиль для жителей села» она получил в 1979 году на международной выставке в Ческе-Будеёвице (ЧССР);
    • ЛуАЗ-2403 — аэродромный тягач, для буксировки самолётов и тележек с багажом. Создан на базе ЛуАЗ-969М;
    • ЛуАЗ-1302 — 1990-2002 гг. Установили двигатель от «Таврии» МеМЗ 245-201К с жидкостным охлаждением. Из-за габаритов нового ДВС потребовалось увеличить моторный отсек, поэтому появилась дополнительная пластина между панелью передка («телевизором», на который крепятся фары и решётка) и крыльями. Объём агрегата составлял 1,1 литра, а мощность 53 л.с. Печка перекочевала от «Таврии», что сделало её менее эффективной в морозы. Но зато её не надо было обслуживать. Обновили панель приборов, появились шумо- и виброизоляция, стали устанавливать сидения от «Таврии». Уровень комфорта подняли очень сильно этими доработками. Расход топлива стал меньше, а динамика разгона улучшилась благодаря современному мотору. 9 мая 2002 года производство этой модели прекращено по решению руководства завода;
    • ЛуАЗ-3021 прототип — вариант с увеличенной на 200 мм базой и грузовой платформой;
    • ЛуАЗ-13021 — бортовой грузовик, выпускавшийся серийно. Некоторые экземпляры получили коробку переключения передач от Москвича-2141. Грузоподъёмность составила 400 кг;
    • ЛуАЗ-13021-03 — исполнение с цельнометаллической кабиной и люком в крыше;
    • ЛуАЗ-13021-04 — длиннобазный грузопассажирский вариант, созданный специально для ремонтных бригад по обслуживанию линий электропередач и трубопроводов. В кабине 4 места, а на грузовой платформе можно перевозить до 250 кг груза;
    • ЛуАЗ-13021-05 «Форос» — 1998 год. Коммерческая версия 1302 с открытым кузовом и дугами безопасности. Под капотом разместили итальянский дизельный двигатель Lombardini LDW-1404. Объём мотора составляла 1,4 литра, а мощность 35 л.с.;
    • ЛуАЗ-13021-07 — фургон на основе 13021-04, верх кузова сделан из стеклопластика;
    • ЛуАЗ-13021-08 — модель для скорой помощи на основе 13021-07. Верх также из стеклопластика. Для комфортного размещения носилок с пациентом удлинили колёсную базу на 600 мм. Появилась дополнительная дверь справа, а также задняя дверь вместо откидного борта.

    К содержанию ↑

    ЛуАЗ-969 сейчас

    Это был дебютный советский переднеприводной автомобиль. А еще это первый советский внедорожник, который можно было купить для личного пользования. Он был создан специально для сельских жителей, с учётом их потребностей и образа жизни. По сути, это прообраз конструкции современных кроссоверов. В то время у всех гражданских внедорожников были неразрезные мосты спереди и сзади. А тут небольшой и очень лёгкий автомобиль с огромным дорожным просветом. Только комфорта в нём, мягко сказать, маловато.

    Разумеется, было к чему приложить руки. Так что дорабатывал ЛуАЗ не только завод-изготовитель, но и народные умельцы. Меняли двигатели, тормоза, перебирали подвеску. Но чаще всего решали вопрос с сидениями и крышей. И зачастую это было простое решение из металла, изготовленное в условиях гаража или двора с помощью сварочного аппарата. Сегодня ЛуАЗ-969 ещё можно встретить в продаже. Есть экземпляры на последнем издыхании, а есть и в добротном состоянии. Нередко встречаются сильно доработанные версии для покорения бездорожья. И найти живой экземпляр за небольшую стоимость реально. Он будет дешевле «Нивы» или УАЗа.

    Сейчас — это фановый автомобиль для получения эмоций, для воплощения доработок. Для кого-то он может быть ностальгическим, такой мог быть у дедушки или отца. Он может быть использован для поездок на охоту или рыбалку. Но в качестве повседневной машины он уже непригоден. За 50 лет сильно изменились дорожное движение, скорость движения транспорта, нормы по комфорту и безопасности. Так что это исключительно автомобиль выходного дня, для поездок по просёлочным дорогам.

    К содержанию ↑

    Нет больше статей