На многие современные автомобили с завода устанавливаются турбированные двигатели. У них есть ряд преимуществ над атмосферниками, но в то же самое время присутствуют и характерные недостатки. Одним из них можно назвать турбояму. Подобное явление можно встретить как на машинах, оборудованных дизельными агрегатами, так и на ТС с бензиновыми турбомоторами. Чтобы понять, из-за чего встречается такое явление, необходимо обратить внимание на устройство турбины современного мотора.

Как правило, в состав турбокомпрессора входят две крыльчатки, связанные между собой. Одна начинает вращение под давлением выхлопных газов, а другая в этот момент захватывает свежий воздух и под давлением подает его в двигатель. Таким образом, обогащается смесь. Крыльчатки в турбине вращаются гораздо быстрее коленчатого вала в двигателе. Турбина вполне может раскручиваться на пике до показателя в 150 тысяч оборотов в минуту. Безусловно, если не контролировать процесс наддува, мотор попросту уйдет в разнос.

Специально для этого на турбине предусмотрен перепускной клапан. Он используется для сброса части выхлопных газов. Таким образом, можно подойти к главной проблеме турбированного мотора. При движении на небольшой скорости и на невысоких оборотах двигателя, когда приходится нажать газ в пол для совершения резкого маневра, можно не почувствовать отдачу. Машина попросту не захочет резко набирать скорость и будет несколько секунд не откликаться. В этот момент горючее в избытке попадает в мотор, но не успевает сгореть полностью.

    Таким образом, турбина не успевает быстро раскрутиться до нужных оборотов и обогатить смесь. Сам по себе такой эффект негативно влияет на разгон автомобиля. При этом он встречается практически на всех современных машинах с турбокомпрессорными ДВС. Избавиться от проблемы достаточно просто. Для этого не требуется менять турбину. Можно прибегнуть к обычному чип-тюнингу. В данном случае речь идет про изменение параметров работы силового агрегата, которые позволят турбине раньше включаться в работу.

    Путем чипирования двигателя можно добиться положительных результатов от работы турбины на низких оборотах. Иными словами, компрессор будет задействоваться значительно раньше. Метод безусловно действенный, однако он предусматривает серьезные финансовые вложения. Чтобы не тратиться чрезмерно сильно, можно пойти несколько иным путем. Речь идет про использование пауэрбокса. Это приспособление позволяет снизить расход горючего и задать необходимые параметры для работы турбокомпрессора.

    Стоит отметить, что проблема турбокомпрессорных двигателей по большей степени связана с инженерными решениями. Такие моторы должны отдавать максимум мощности на пиковых оборотах, когда коленчатый вал раскручен до 2,5 — 4,5 тысяч оборотов в минуту. Когда обороты меньше, работа турбокомпрессора не всегда уместна, особенно, если перемещение на авто осуществляется в плотном потоке в городе, где нет смысла в резком ускорении. Примечательно, что проблема с турбоямой также уже была решена инженерами.

    На многие современные автомобили ставится так называемая турбина с изменяемой геометрией. Это позволяет достигать пиковой мощности как на минимальных оборотах двигателя, так и на максимальных В более доступных моделях авто проблему решили путем установки механических турбокомпрессоров, а также турбин, способных аккумулировать воздушный поток. На деле, подобное позволяет полностью избежать турбоям или свести таковой эффект к минимуму, чтобы водитель не испытывал дискомфорт при разгоне. Автор: Олег Мокров

    Нет больше статей