Suzuki – популярный японский бренд, выпуском продукции которого занимается Suzuki Motor Corporation. Последняя представляет собой многонациональную корпорацию. Штаб-квартира располагается в Химамацу (Япония). В списке основной продукции легковые, коммерческие автомобили, вездеходы, мотоциклы, двигатели для лодок, инвалидные коляски, двигатели и комплектующие.

Начало истории масштабной компании – 1909 год

История Сузуки начинается с 1909 года. Именно тогда, основатель компании Мичио Сузуки решает оформить семейное предприятие для изготовления ткацких станков. Дело в том, что его семья занималась выращиванием хлопка. В итоге, новое предприятие позволило оптимизировать затраты и продавать не сырье, а материал. Название компании звучало как Suzuki Loom Works вплоть до 1920 года, после чего ее реорганизовали и превратили в Suzuki Loom Manufacturing Co. На тот момент капитализация составила 500 000 иен.

Для развития компании Сузуки активно привлекал к труду квалифицированных рабочих и инженеров. Это позволило увеличивать не только количество выпускаемой продукции, но и улучшать качестве. В итоге, ткацкие станки стали одними из лучших в мире, вытеснив с пьедестала британских и голландских конкурентов. Более того, станки от Suzuki были приставлены к награде за вклад в развитие экономики в Японии. Правительство наградила изобретения Медалью Синей Ленты.

Масштабные успехи, которые вскружили голову создателю, заставили его развивать производство. Поскольку ткацкие станки больше не являлись основной заботой, он провел исследования рынка, после чего было принято решение заняться автомобилями, повесив на них логотип известного бренда. В «багажнике» компании имелись отличные двигатели, например лодочный, Сузуки, таким образом, был немного ближе к сфере, чем остальные конкуренты. Новый проект стартовал в 1937 году. За первые пару лет компании удалось спроецировать два прототипа будущих компактных автомобилей Сузуки. Технические характеристики предполагали наличие 4-цилиндрового двигателя с гидроохлаждением, картером из алюминия и объемом 800 куб.см. В итоге, они развивали максимум 13 л.с.

Вторая Мировая Война внесла свои коррективы. Компании пришлось прекратить разработку легковых транспортных средств, поскольку правительство посчитало гражданскую автопромышленность «несущественным товаром», что, казалось бы, поставило жирную точку на прежних наработках. После завершения военных действий, Suzuki вернулись к истокам — начали продавать сельскохозяйственный инвентарь, музыкальные инструменты, нагреватели. Большую роль в истории бренда сыграли США, которые одобрили перевозку хлопка в Японию, что дало резкий толчок для взлета популярности текстильной продукции. Но, момент для построения бизнеса был не долог, через 5 лет рынок хлопка обвалился.

С другой стороны, обвал сыграл на руку основателю компании, у него появилась возможность вернуться к проектированию автомобилей, доступных всем гражданам. Так, первым продуктом, выпущенным компанией Suzuki, становится велосипед, на который поставили мотор Сузуки. Он получил название PowerFree и вскоре стал известным благодаря 36-кубовому мотору на 1 л.с. Особенности системы позволяли не только рассчитывать на мощность мотора, но и усиливать его при помощи обычных педалей. Более того, велосипедист мог выбрать один из способов – положиться на мотор полностью или крутить педали. Успех модели не только воодушевил инженеров, но и принес субсидию со стороны правительства Японии, а точнее от патентного ведомства. Этот гранд позволил дальше развивать направление.

В 1954 году фиксируется рекорд: мотоцикл Сузуки был продан тиражом 6 000 за один месяц. Тем временем компания меняет название на Suzuki Motor Co., Ltd. В этом же году на рынке появляется первый автомобиль бренда – переднеприводный Suzulight. Несмотря на звание «первенца» независимые подвески устанавливаются на все колеса. Помимо этого присутствует шестеренчатая рулевая рейка. В качестве «донора» можно назвать схожий автомобиль – Lloyd LP400, от которого «японцу» достался двигатель и двухтактный мотор. Эта модель стала претендентом на «народный автомобиль», программы, проводимой местным правительством. Основные требования были выполнены Сузуки: цена не превышала 150 000 иен, скорость достигала 100 км/ч, а количество пассажирских мест приравнивалось к четырем.

В 1956 году выходит обновленная версия Suzulight с увеличенной мощностью мотора до 180 лошадиных сил. Изменениям подверглась подвеска, поскольку в начальном варианте она не могла справиться с низкокачественными дорогами. В итоге, пружины и рычаги были заменены рессорами. Ближе к концу года появились 14-дюймовые шины, которые окончательно сделали органичным эту модель Сузуки. Фото подтверждаются улучшением внешнего вида первого авто.

Развитие компании и расширение модельного ряда – 1960-1990-е года

Начиная с 1962 года компания начала разрабатывать автомобили под названием Fronte. Производитель делал ставку на это название как на символ лидирующей позиции компании в разработке кей-каров. Подготовленный седан с двумя дверьми был показан в начале 1967 года. Тогда Fronte 360 оснащался двигателем с воздушным охлаждением, расположенным в задней части. Объем составил 356 «кубов», а вместе с ним поставили 4-ступенчатую «механику».

Японские компании часто использовали громкие рекламы для продвижения собственной продукции. Сузуки не стала исключением: пышная реклама мгновенно отразилась на спросе. В планах производителя значился выпуск 3 тысячи экземпляров в месяц, в итоге, ажиотаж позволил увеличить мощность производства до 9 000 экземпляров в месяц. Спустя год на рынке появился Fronte SS с 36 л.с., а в 70-м спортивная модификация с индексом SSS. В 1969  году компания выходит с этой моделью на экспорт, предварительно превратив его в Fronte 500 с мощным мотором на 475 «кубов» и 29 л.с. Эта модель позволила вывести на более высокий уровень узнаваемости Сузуки, отзывы о которой были положительными, как от критиков, так и от покупателей.

С этого момента развивается автомобильная промышленность Сузуки. Модельный ряд расширяется за счет появления Carry в 1961 году. Кей-грузовик выпускается под этим названием до 1982 года, после чего он был переименован в Suzuki Every. На выбор покупателя предоставлялись передне- и полноприводные версии. Компания заключает многочисленные соглашения с разными странами, поэтому облегченный грузовик успел побывать в некоторых странах под разными названиями, например Chevrolet или Ford.

В 1970 году на рынок выходит будущая «легенда» — Сузуки Джимни. Уже тогда модель показала отличный спрос. Она пользовалась популярностью во всех странах, что позволило компании укрепить свои позиции на мировом рынке. Начиная с этой модели открывается путь полноприводных автомобилей. Купить Сузуки можно с 359-797 «кубовым» двигателем, агрегатируемым 4-скоростной механической коробкой.

1979 год ассоциируется у поклонников бренда с появлением кей-кара Alto. Главными качествами последнего становятся экономичность и низкая цена. На данный момент компания уже выпустила восьмое поколение. В первое время он выпускался как трехдверная версия Фонте с усиленной платформой для перевозки грузов. Для удобства заднее сиденье имело механизм сложения, что увеличивало объем груза. В предельной мощности развиваемая «лошадность» достигает 28 сил. За короткий срок автомобиль стал очень популярным. Доступные запчасти Сузуки и низкая цена сыграли свою роль. Алто продавали по цене 1,9 тысяч долларов, в то время как базовая версия Пинто обходилась в 4,999 тысяч долларов. Немного позже аналогичные автомобили конкурирующих брендов начали таким же способом снижать цену. Этот прием позволил Suzuki занять седьмое место среди японских автопроизводителей. В 1985 году продали миллионный экземпляр Alto на территории Японии.

В 1981 году происходят изменения в управлении компанией: 5,3% акций выкупаем General Motors вследствие соглашения о сотрудничестве в сфере разработки компактных автомобилей. Соглашение также предусматривает участие Isuzu Motors. Тогда же состоялся 25-ый токийский автомобильный салон, где компания представила первый успешный автомобиль – Cultus, позже переименованный в Сузуки Свифт. Первое время он укомплектовывался литровым двигателем на три цилиндра. В 1986 году был представлен новый флагман – Gti. Трехдверный хэтчбек получил инновационное оборудование – электронный впрыск топлива.

Спустя 6 лет после заключение договора с Исузи и Дженерал Моторс, руководство подписывает контракт с Mazda Motor Corp. На основании соглашения открывается совместное производство, суммарный выпуск которого достигает 10 миллионов автомобилей за 1989 год. В этом же году производитель решается на эксперимент и выводит на рынок мотоциклетную линейку Сузуки Бандит серию, состоящую из 8 моделей.

В 1990 году компания вновь переименовывается в Suzuki Motor Corporation. В 1996 году компания завозит в Россию легкий скутер Сузуки Лета или АС50.

Современный Сузуки и самые яркие модели 1990-н.в.

Suzuki договаривается с General Motors Corporation о сотрудничестве во время разработки компактных машин. В 1998 году четко сформулированы все тезисы, среди которых углубление сотрудничества и создание базы для последующего формирования стратегического альянса. Через год появляется компактный автомобиль Aerio, представленный на Женевском автосалоне. Машина выходит в кузове 5-дверного хетчбека и 4-дверного седана. Название европейской модели сократили, поэтому он был представлен как Сузуки М. Старший доступный двигатель позволял устанавливать не только передний привод, но и полный.

В этот же год появляется Сузуки Эскудо, которая придет на рынок под названием Гранд Витара. В 2000-м презентуют Сузуки Игнис, представляющий в модельном ряду японской компании В-класс. Он вбирает в себя лучшие черты хэтчбека, внедорожника и минивена, а в качестве платформы используется популярная ранее модель — Сузуки Вагон Р Плюс. В итоге, на рынке появляется мини-внедорожник с высоким клиренсом в 17 сантиметров.

В 2001 году на рынок выходит Сузуки Лиана. Седан становится современной заменой устаревшего Baleno или Aerio. В 2003 году компания получает очередное звание. Им достается награда. как лидеру по производству кей-каров за 30-летний период. К этому времени Suzuki активно занимаются разработкой двигателя с альтернативным питанием. В 2003 году представлен гибридный кей-кар Suzuki Twin. Авто выходит на рекордно низкое потребление топлива –всего 2,93 литра на 100 километров пути. В это время в модельном ряду есть Smart Fortwo, который из-за компактных размеров и экономичности считается исключительно «женским». Он предусматривал особые «фишки», например, переднее сиденье можно было сложить, что превращало его в небольшой столик или горизонтальную подставку.

2003 год также стал началом сотрудничества обозначенного бренда с французским Фиатом. Именно в этом году руководство открыто объявляет о начале совместных разработок по созданию компактного внедорожника — Suzuki Magyar.

Вторая половина 2000-х запомнится, как время развития SUV-сегмента. Продажи кроссоверов выходят на новый уровень, поэтому все производители стремятся соответствовать трендам. В  итоге, в Женеву приезжает «звезда» марки — Сузуки СХ4. Его разработка также была возложена на плечи французских инженеров. Немного позже в Нью-Йорк приедет полноприводный кросс – ХЛ7.

В России эта компания появилась лишь в 1999 году с открытия ООО «Сузуки Мотор РУС». Лишь в 2010 году японский производитель автомобилей выкупает 50% акций у официального российского импортера. К этому моменту отмечается высокая популярность у Сузуки Витара Гранд и СХ4. В 2015 году в Россию приходит еще одна модель — Сузуки Балена, которая уже сыскала популярность в Японии, Индии и Северной Америке.

В 2007 году шло обсуждение открытия японского предприятия в Шушарах (Санкт-Петербург), но кризис 2008 года нарушил планы автопроизводителя, поэтому проект отложили на неопределенное время. Автор: Н. Плотникова

Нет больше статей