Огромная автомобильная корпорация Toyota Motor Corporation расположена в городе Тойота в Японии. Усилия компания направлены на создание легковых, грузовых, коммерческих автомобилей, а также автобусов. Помимо этого она обеспечивает производство и поставку всех комплектующих для собственной техники. На данный момент является крупнейшим автопроизводителем во всем мире.

Начало истории японской корпорации – 1933 год

В 1933 году была организована фабрика для выпуска швейных и ткацких станков, которая получила название Toyoda Automatic Loom Works. Именно это событие считается основной точкой отсчета, когда началась история Тойота. У истоков стоял талантливый инженер и изобретатель Сакачи Тойода. Именно ему присваивают достижения в создании автоматического ткацкого станка. К тому же, изобретатель не останавливается на достигнутом, постоянно совершенствуя свои изобретения. Уже в то время ему удается добиться признания во всем мире. Его изобретения заинтересовали руководство крупнейшей мануфактуры по производству текстиля — Platt Brother&Co (Британия). В итоге, Сакачи соглашается продать патентные права на станок. Для оформления сделки он отправляет своего сына Киичиро.

    Киичиро Тайода с детства был увлечен отцовским ремеслом, но, другой страстью для него оставались автомобили. После того, как он побывал в Англии его мысли были полностью заняты машинами, поэтому все вырученные средства — 100 000 фунтов стерлингов отправляются на организацию нового подразделения компании. Так, появляется Toyota Motor Corporation.

    В то же время правительство активно поддерживает зарождающуюся компанию. Конечно, политики преследуют и собственные цели. В это время армия нуждалась в грузовиках и военных машинах, поэтому организация личного производства была как нельзя кстати. В эти годы продолжается война в Маньчжурии, что наносит серьезный удар по экономики. Новое производство позволило организовать новые рабочие места, снизить затраты на покупку техники, а также усилить независимость страны.

    В 1936 году выходит первая партия автомобилей. В это время правительство принимает закон, по которому акции компании могут принадлежать лишь резидентам страны. Помимо этого они почти полностью запрещают импортировать авто.

    Киичиро Тойода занимается разработкой мотора. Он ставит эксперименты с двухцилиндровыми агрегатами. Однако их вряд ли можно было назвать подходящими для серийного выпуска. В связи с этим, конструктор почти полностью копирует мотор Шевроле, а также перенял конструкцию шасси и коробки. Первый двигатель Тойота был внедрен в 1934 году. Речь идет о Type А. Первый созданный автомобиль был грузовиком G1 (1935 год), второй – Model AA был произведен годом позже.

    Сборка была налажена на заводе в Коромо, где специально были построены производственные мощности. Первый авто этой марки получил мотор на 3 389 куб. см и барабанные тормозные системы для каждого колеса. Кузов седана был основан на металле, в то время, как большинство представленных моделей того времени, имели деревянные элементы кузова. Здесь также появилось плоское ветровое стекло со стеклоочистителями и запасное колесо. За семь лет выпуска, начиная с 1936 года, удалось выпустить 1 404 седана АА.

    Кризис Второй мировой войны и восстановление после данного этапа

    Вторая мировая война также отразилась на экономике Японии. В эти годы Toyota почти полностью отказывается от производства легковушек, в пользу военных грузовиков, амфибий, легких разведывательных вездеходов, комплектующих боевых самолетов. Однако мощностей было недостаточно, чтобы обеспечить качественную сборку техники, поэтому часто применялась упрощенная форма сборки, где нередко сокращали какие-то элементы, например, на грузовиках была всего одна фара.

    Капитуляция стала переломной точкой в истории. Несмотря на сохранение основных цехов производства, правительство накладывает запрет на выпуск новых транспортных средств. В это время положение завода остается незавидным. Вето сохраняется до 1945 года, пока Toyota не получает разрешение от США на выпуск товаров хозяйственного потребления. Завод начинает работать над выпуском кастрюль и инструментов.

    Несмотря на все неурядицы Киичиро Тойода не собирается отказываться от предмета своей страсти и сразу после окончания войны вновь берется за создание нового автомобиля. Конечно, купить Тойота с выдающимися характеристиками среднестатистическому японцу было почти невозможно, поэтому компания выпускает экономичную и маленькую модель седана SA с двумя дверями. Под капотом устанавливается литровый мотор на 27 лошадиных сил. Он получает название Toyopet, а дизайн можно сравнить с VW Beetle, популярным в то время. Предельная скорость – 88 км/ч, но несмотря на это, модели не удалось завоевать признания.

    Популярность пришла к Toyota Motor Corporation только с выходом более успешных моделей SD и SF. В 1955 году количество  выпущенных автомобилей составляло всего 8 400 в год, а спустя 10 лет, производство выпускало до 600 000 экземпляров за аналогичный период. Помимо этого компания взяла курс на производство гражданских грузовиков. Первый экземпляр был разработан на основе джипов и получил название Land Cruiser. В итоге, первое поколение было способно перевозить до 1 000 килограмм. Тойота Крузер стал первым легковым автомобилем с полным приводом с шестицилиндровым мотором. Предшественники оснащались 4-цилиндровым. В 1953 году производителю удалось выпустить 298 внедорожников для Министерства лесного и сельского хозяйства и укомплектовать гараж полицейских. Спустя два года появляется вторая модификация.

    Особенности производства и оригинальные схемы управления

    В 1950 годах компания вплотную занялась разработкой новых принципов производства. Именно это позволило Toyota стать производителем, выпускающим одни из самых качественных автомобилей во всем мире. Схема управления получила название Just-in-time. Она позволяла экономить на издержках и складах. Таким образом, производство было отлажено и максимально оптимизировано.

    Опыт производства текстиля был перенят. Ярким примером этому служила адаптация одного из методов. Если обнаруживали порванную нить, то автоматические станки немедленно останавливались. Этот же принцип был перенесен на автосборку. Так, каждый работник отвечал за свой участок и следил за качеством продукции. Если он обнаруживал какой-то брак, то немедленно должен был дернуть за специальный шнур, который останавливал конвейер. Таким образом, брак выявлялся на ранней стадии, а некачественные элементы не доходили до потребителей.

    Еще одним ярким нововведением стала система поощрения инициативы и рационализаторских предложений сотрудников. Таким образом, каждый мог внести свои предложения относительно работы, что поощрялось денежным вознаграждением. Тем самым, эффективность производства повышалась, а методы контроля совершенствовались.

    Удачные попытки создания новых авто – 1955-1960 года

    1955 год становится датой «рождения» Toyota Crown. Роскошный авто получил 4-цилиндровый полторалитровый мотор. Спустя два года производителю удается организовать поставки в США. Помимо седана в Штаты отправляется еще и Land Cruiser BJ. К 1959 году Тойота расширяет свое влияние, открывая первый завод за территорией родной страны – в Бразилии. Начиная с этого времени, компания хранит традицию локализации производства и разработки дизайна.

    Несмотря на стремление покорить Америку, дела у японской компании шли не так гладко, как рассчитывало руководство. За первый год удалость продать 288 автомобилей Тойота. Фото этих авто хранятся в одноименном музее. Японским авто не хватало динамики, престижности и дизайнерских особенностей, чтобы соревноваться с местными конкурентами на равных. Большую лепту в принципы реализации внес Шаторо Камай, который предложил новую стратегию, где в центре внимания оказывается потенциальный покупатель, а не автомобиль.

    В это время желания американцев были сосредоточены на мощных автомобилях с максимально прожорливыми моторами. Однако аккуратные малолитражки уже начали периодически появляться на улицах крупных городов. Одним из представителей нового поколения стал Тойота Корона, который официально представили в мае 1957 года. В основе был 33-сильный двигатель. Его отличала надежность, экономичность и низкая стоимость. Тем самым он стал одним из самых востребованных в период «бума рождаемости». Тойота год спустя представила фейслифтинг модели, который изменил форму капота и дверных ручек. Одним из ярких новшеств стало появление элементов задней части, сближающих «японца» с Ford 49 года выпуска.

    Популярность бренда и создание легендарных автомобилей – 1962-1970 года

    1962 год становится для компании знаковым. Именно тогда выпускается миллионный автомобиль. Спустя десять лет, Тойота отметит юбилей в 10 миллионов единиц. К концу 60-х самой продаваемой моделью в мире становится Тойота Королла. Это достижение даже попадает в книгу рекордов Гиннесса. Более того, в декабре 2000-го года продано 25 миллионов, а к 2006 уже 32 миллиона. Модель того времени получила единственный вид привода – задний. Тойота предлагает продольное расположение двигателя. Лишь в 1984 году появляется модель с передними ведущими колесами. Первое поколение стало достоянием только местного рынка. Позже авто удалось покорить весь мир скругленными линиями кузова второго поколения, когда модель разделили на две отдельные линии — Sprinter и Corolla. Разница была не большой, в основном во внутренней отделке. В итоге, компания выпустила 11 поколений «легенды».

    В 1967 году компания пробует себя в создании спортивных автомобилей. Так, на свет появляется 2000 GT. Он представляет собой купе, который разрабатывался совместно с производством Yamaha. Таким образом, Toyota доказала, что способна производить не только малолитражки, но и статусные спортивные авто. Первая модель разгонялась до «сотни» за 8,4 секунды и достигала 220 км/ч предельной скорости. Двухлитровый мотор выдавал 150 л.с., но должного эффекта не последовало. Погубило спортивную модель Тойота – цена, которая была запредельной. В итоге, удалось продать только 351 единицу. Годом позже, в 1968 году, появляется пикап – Тойота Хайлюкс, на базе которого спустя почти полвека выйдет Тойота Фортунер.

    Дальнейшее развитие компании 1970-1990 года

    В 1970 году продолжается расширение границ производства. Во многих странах строятся собственные заводы, которые выпускают, как дорогостоящие, так и  доступные модели. Технические новшества постепенно внедряются во все модели. В этом году на рынок выходит Тойота Карина, Тойота Целика, Тойота Марк II. В это время происходит очередной финансовый кризис. В этот момент инженеры компании сосредотачивают внимание на повышении эффективности выхлопной системы, работают над уменьшением количества вредных выхлопов и проводят изменения во внутренней политики. В итоге, в 1978 году на рынок выходит первый японский автомобиль, где ведущую роль выполняет единственная ось – передняя. Тойота вступает в следующее десятилетие с мощными наработками.

    В 1982 году происходит слияние двух компаний, которые получают общее название Toyota Motor Corpоration. Первым авто после слияния стал Тойота Камри. К этому моменту производитель уже значится, как крупнейший в Японии и третий по числу продаж в мире. В 1983 году корпорация подписывает договор с General Motors и уже спустя год приступает к производству собственных автомобилей на мощностях американского завода. В это время начинается строительство собственного испытательного полигона. К концу 80-х на рынок попадают Корса, Королла 2, 4Runner. В 80-х годах также появляется одно из подразделений Тойота – Lexus, на базе которого планируют выпускать авто высокого класса. До этого японский автопром был символом недорогих автомобилей. К 1989 году выходят Lexus LS400 и ES250. В 1987 году на рынке появляется первое поколение среднеразмерного рамного внедорожника Тойота Прадо, который остается актуальным и в настоящее время.

    Всемирное признание и новые модели – 1990-н.в.

    В начале 90-х компания активно расставляет «сети» дилерских и сервисных станций, открываются филиалы в разных странах и создаются интересные коллаборации. Японская компания стала одной из первых, кто заговорил о влиянии автомобилей на окружающую среду. В 1992 году была выдвинута Хартия Земли. Впоследствии она окажет огромное влияние на дальнейшее развитие бизнеса. В  этом же году появляется пятидверная версия Короны – Тойота Калдина. В 1997 году на рынок выходит Тойота Приус с гибридным мотором. Помимо этой модели гибрид получают Тойота Рав 4 и Коастер. Двумя годами позже, в конце столетия, появляется компактный хэтчбек Тойота Ярис.

    Количество продаж по всему миру продолжает расти. В 1995 году начинается выпуск двигателей нового поколения с изменением фаз газораспределения, а годом позже приступают к выпуску четырехтактного двигателя с непосредственным впрыском топлива. В 1997 году, на рынок выходит Raum, а на следующий год — Тойота Авенсис. Развитие компании весьма логично, на базе версии K. Построен новый кроссовер Тойота Хайлендер в 2000 году, а к 2002 подготовлен минивэн Тойота Альфард, названный в честь яркой звезды. В Россию он доедет только к концу 2011 года, но поклонники компании сразу обратят на него внимание. В 2003 появляется продолжение семейства Королла — Тойота Филдер.

    На данный момент компания представляет одно из крупнейших предприятий, выпускающее более 5,5 млн автомобилей за один год. Таким образом получается, что в мире каждые 6 секунд продают по одной машине этого бренда. Поклонники называют несколько причин любви к Тойота – дизель или бензин, малолитражность или шикарность, проходимость или приспособленность к городу – те критерии, которые можно варьировать в зависимости от собственных желаний, но в ассортименте все равно найдется подходящий авто. В группе компаний множество дополнительных подразделений, а некоторые модели уже стали легендами. На данный момент ассортимент помимо крупных внедорожников представляют интересные модели, такие как Тойота Аурис, Тойота Витц, Тойота Королла и пр.

    Нет больше статей