Ульяновский автомобильный завод или сокращенно УАЗ расположен в Ульяновске. Он входит в автомобилестроительный холдинг Соллерс. Главной специализацией долгие годы остается создание внедорожников, легких грузовиков и микроавтобусов.

История создания

История УАЗ начинается с 1941 года. Сразу после нападения немецкой армии министерство обороны СССР решается вывезти основные московские предприятия в другие города. Под расформирование попал и Завод имени Сталина, сокращенно ЗИС. С тех пор главной «пропиской» стал Ульяновск. В октябре 1941 года именно туда «стеклась» основная часть оборудования и рабочих. Спустя несколько месяцев завод принял государственный заказ на изготовление снарядов.

В мае 1942 года заводу удалось выпустить ограниченную серию автомобилей ЗИС-5. После производство удалось усилить и уже к середине лета количество экземпляров в сутки увеличилось до 30 машин. Новый виток развития произошел осенью, когда на завод возложили непростую задачу по изготовлению малолитражных двигателей для армии.

Автомобильный завод, как таковой, появился только 22 июня 1943 года. Тогда на базе эвакуированного производства решено создать завод, который бы превратил Ульяновск в один из крупнейших промышленных районов. Министерство труда выделило для масштабной стройки участок в 200 гектаров земли, расположенной на реке Свияге.

    Первым автомобилем, вышедшим с конвейера нового завода, стал грузовик УльЗИС-253, рассчитанный на 3,5 тонны. Опытный образец был представлен в мае 1944 года. Производитель акцентировал внимание на его главных достоинствах – отличных динамических характеристиках, качественной подвеске, простой управляемости и отменной обзорности.

    Первые автомобили  — 1944-1959 года

    В конце 44-го года производство ЗИС-5 было передано на другой завод, расположенный в Миассе. Мощности УАЗа были задействованы в производстве ГАЗ-АА. Спустя пять лет перестает быть актуальным выпуск УльЗИСа. Вместо него начинается выпуск УАЗ 300. Впервые советские граждане смогли увидеть «трехсотый» во время октябрьской демонстрации. Туда было привезено 6 экземпляров. Стоит отметить, что инженеры спроектировали два варианта УАЗ 300 и 302, главным отличием которых являлось количество скатов задних колес. В первом случае конструкция была односкатной, а во втором – двускатной. Двигатель УАЗ имел четырехцилиндровый мотор на 50 лошадиных сил, такой же был установлен на ГАЗ М20 «Победа». Вместе с ним устанавливали 4-диапазонную механическую коробку. В 1950 году инженерам удается успешно пройти дорожные испытания, но, несмотря на это, автомобиль все-таки не выходит в серийное производство из-за неготовности завода к такому проекту.

    Следующим витком развития истории УАЗ стало появление отдела главного конструктора. В 1954 году отдел занялся обработкой документации с ГАЗа. К концу обозначенного года на рынок выходит абсолютно новый автомобиль – ГАЗ 69. Спустя два года руководство получает новую задачу: расширить ассортимент появлением фургона, микроавтобуса, грузовых и санитарных автомобилей. В итоге, советским конструкторам пришлось «с нуля» разрабатывать компоновку, поскольку аналогов подобных автомобилей в СССР еще не было. Тогда была разработана уникальная система – кабина располагалась над мотором, что давало дополнительный объем для кузова без увеличения габаритов автомобиля.

    С этого момента  Ульяновский автомобильный завод выходит на мировой уровень. Недорогие и максимально практичные машины «разлетаются» в 22 страны, где находят огромную популярность из-за надежности и ходовых качеств.

    Прежние наработки при создании ГАЗ 69 дают возможность создать новый автомобиль – УАЗ 450. Первые экземпляры были выпущены уже в 1958 году. Машина получила название «Сорока» из-за особой формы радиаторной решетки и двухцветного раскраса. Но, название не прижилось в народе, где за цельный кузов новинка получила название УАЗ Буханка. Стоит отметить, что конструкторы создали целый ряд модификаций. Так, санитарная версия получила индекс 450А, в 1959 году появился 450В с 11 пассажирскими местами. Название 450Д было присвоено бортовому грузовику с двухместной кабиной, 450П – седельному тягачу созданному для совмещения с полуприцепом УАЗ-752. Главной чертой, которая объединяла все модификации, стало отсутствие задней боковой двери. Чтобы попасть в салон необходимо было открывать здание двери.

    Выпуск авто с 1960 по 1966

    Появление целой серии, по мнению руководства, не является достаточным, поэтому на рынке появляется модель 460 с рессорной подвеской и лонжеронной рамой. Ему достается двигатель от ГАЗ 21. Через пять лет китайские коллеги создают схожий внедорожник Beijing BJ212. Разница заключается только во внешнем виде передней части, а в остальном советский автомобиль был полностью скопирован. Дальше ассортимент расширился фургоном АЗ-541 и грузовиком УАЗ-451Д. УАЗ задний привод получил именно от последней разработки.

    Неожиданный вектор развития истории происходит с появлением экспериментальных разработок. Одним из ярких событий стало появление снегохода 451С. Отличие заключается в появлении резино-металлических гусениц и съемных лыжах. Чтобы доказать надежность снегохода, испытатели преодолели путь от самого завода до Новосибирска. Помимо этого предприятие занималось подготовкой специальной машины для службы связи, но эта модель не произвела должного впечатления и не была выпущена в серию.

    Медицинская модификация УАЗ-452АС подготавливалась специально для медицинских целей в районах крайнего Севера. Использовать автомобиль можно было в сильные морозы. Он выдерживал холод до 60 градусов. Чтобы облегчить работу медицинского персонала на Севере усилили остекление, внедрили дополнительные отопители, проработали теплоизоляцию всех элементов корпуса и «обули» авто в морозостойкую резину.

    В 1966 году на рынок выходит малотоннажный грузовик, который состоит из деревянного кузова и двухместной кабины УАЗ-452Д, который получил название «Головастик». Его производство позволило заменить модели 450Д и 451Д. За технические характеристики отвечает мощный  двигатель на 70 лошадиных сил, который работает вместе с четырехдиапазонной трансмиссией. Автомобиль рассчитан на максимальную грузоподъемность до 800 килограмм и предельную скорость в 95 км/ч. Отдельное внимание уделили гидравлическому тормозу.

    Время экспериментов – 1967-1985 года

    В начале 1967 года руководство завода решается на пересмотр организации и получает утвержденное проектное задание, которое предусматривает реконструкцию и расширение Ульяновского завода. В итоге, количество производимых автомобилей планируется увеличить в 3,5 раза, помимо этого, на свет должны появиться современные транспортные средства. Также, было принято решение перевести производство с ГАЗ-69 и 69А на УАЗ 469 и 469Б.

    Новые модели получили современный мотор на четыре цилиндра объемом 2,5 литра. Таким же был оснащен ГАЗ-21. Салон был рассчитан на пятиместную посадку, а крышу заменили на съемный тент из брезента, а боковые двери оснастили съемными металлическими надставками. Задняя площадка позволила разместить еще два человека. Для экономии топлива конструкторы пошли на хитрость: сделали подключаемыми ступицы переднего моста. Таким образом, при движении по ровной дороге можно было существенно сэкономить топливо. Стоит сказать, что УАЗ задний привод не приветствовал, поэтому большинство моделей выходило с четырьмя ведущими колесами.

    Спустя 14 лет, в 1985 году, появилась модернизированная модель с новым индексом 3151. Отличия были кардинальными: появился гидравлический привод для подключения сцепления, обновилась световая техника, изменились педали тормоза и сцепления, решили проблему с отопителем, появился вакуумный усилитель тормозов. При этом, запчасти УАЗ были доступными. Двигатель смогли «разогнать» до 80 лошадиных сил и до 120 км/ч.

    1974 год вошел в историю УАЗ как экспериментальный. Инженеры приступили к разработке электромобилей. Первый рабочий автомобиль получил название У-131 и даже был выпущен в количестве пяти штук. В качестве платформы использовалась «тележка» от УАЗ-452. К созданию первой «электрички» были привлечены сотрудники из ВНИИЭМ. В то же время была предложена схема облегчения кузова. В качестве основного материала использовали дюралюминий. Техническая часть была возложена на трехфазный тяговый асинхронный двигатель, обладающий мощностью до 15 кВт. Работало это следующим образом: устанавливаются свинцово-кислотные аккумуляторы, которые и накапливают энергию, после, автомобиль способен проехать без дополнительной подзарядки 50 километров. Время заряда до 70%  занимало всего один час.

    Спустя два года после начала разработки У-131, инженеры приступают к проектированию еще одного выдающегося автомобиля – УАЗ-3907, который получает название «Ягуар». Особенность модели заключалась в возможности плавать. Его оснастили специальными элементами, позволяющими развивать в воде скорость до 10 км/ч. Эта разработка стала техническим прорывом для СССР, поэтому конструкторы были представлены к правительственным наградам. По сути, военный УАЗ представлял собой герметичный отсек, под полом которого находилось два гребных винта. Машинам даже удалось попасть в вооружение. Однако производство просуществовало не долго. В 1991 году модель сняли с производства, поскольку правительство отказалось от заключения контракта на дальнейшие поставки.

    Модернизация завода – 1985 год

    Чтобы соответствовать духу времени, завод проводит модернизацию, в процессе которой решено заменить индексы для всех модификаций. Помимо этого дизайнеры придумывают новые элементы, например, увеличивают светотехнику. Инженеры вносят свое слово с появлением раздельной системы тормозов, мощного отопителя, гидравлического сцепления, зеркала заднего вида с антиослеплением. В этом году появляется новая модификация 3741 – УАЗ Фермер или 3909, представляющий модель вагонного типа, и полноприводный грузовик УАЗ-39094.

    После распада Советского Союза завод меняет форму организации и превращается в АООТ «Ульяновский Автомобильный Завод». В 1993 году на рынок выходит новая модель 31514, созданная на базе УАЗ-469. Здесь есть настройка для сидений, металлическая крыша, пружинная подвеска и улучшенные моторы. На рубеже 2000-х в модельном ряду появляется «Барс» — удлиненная версия 3151, который оснащает УАЗ ЗМЗ 409 мотором. Он же появляется и для модели «Симбир» с удлиненной колесной базой в 2000-м году. Таким образом, УАЗ 409 двигатель становится самым востребованным среди покупателей.

    В 2003 году УАЗ заключает договор с Вьетнамом, где начинает выпуски собственных моделей для местного рынка. Так, УАЗ-3151 уходит в прошлое и на смену ему приходит внедорожник повышенной проходимости УАЗ Хантер. В первоначальной версии он оснащался металлической крышей и имел закрытый пятидверный кузов. Немного позже в целях удешевления и увеличения количеств модификаций появились универсалы-фаэтон, где матерчатый верх крепился на металлические дуги, которые, к слову, можно было снять.

    Современный УАЗ – настоящее время

    В 2005 году на рынок выходит «гроза» всех импортных внедорожников – УАЗ Патриот. Заметно, что к его созданию приложили руку настоящие дизайнеры. Внешний вид отличается от «топорных» предшественников. Огромная работа проделана и в техническом плане. Появляется новая подвеска, изменяются узлы рулевого управления и усиливается трансмиссия. Последнего удалось добиться за счет заключения контрактов на поставку деталей импортного производства. Эта модель заставила производителей закупить новое оборудование. Например, за покраску отвечает окрасочный комплекс Eisenmann. Новое оборудование было закуплено и для сварочной линии.

    Спустя два года модель получила серьезное обновление. Теперь купить УАЗ можно с системой отопления, кондиционером и современной системой охлаждения картера. В 2019 году УАЗ АКПП перестает быть фантазией. Производитель реально увеличивает возможности внедорожника появлением автоматической коробки. Проект оказывается удачным, поэтому на базе Патриота довольно в короткий срок изготавливается легкий коммерческий автомобиль Cargo, а еще через небольшой промежуток времени на рынке появляется УАЗ Пикап, также ставший продолжением внедорожника. В 2013 году дела компании улучшаются: им удается увеличить объемы производства на 30% за счет экспорта. Таким образом, можно считать подтвержденным факт качества производимых автомобилей бренда.

    Нет больше статей