Ульяновский автозавод сегодня известен как производитель автомобилей, которые не меняются десятилетиями. Но во времена СССР здесь создавали множество перспективных внедорожников. Одним из них стал УАЗ-3172, который по уровню оснащения не уступал иностранным аналогам, а по внедорожным способностям превосходил их.

Военные мешали его производству

Как и многая другая техника СССР, большая часть продукции Ульяновского автозавода изначально проектировалась под военные нужды. В связи с этим выход УАЗ-3172 затянулся на многие годы. Военные спорили с ульяновскими инженерами о том, каким должен быть новый внедорожник.

Но, возможно, именно это обстоятельство и оказало влияние на то, что УАЗ-3172 в итоге приобрел впечатляющие характеристики. Визуально автомобиль был выполнен в стилистике машин 80-х годов. Советский внедорожник отличался несколько угловатым кузовом с закрытым верхом. УАЗ-3172 сразу сделали трехдверным. Но для гражданских нужд его длину немного увеличили, добавив еще 2 входа для пассажиров второго ряда.

    Была еще одна модификация УАЗ-3172. Специально для армейских подразделений Ульяновский автозавод разработал внедорожник с увеличенной колесной базой. Такая модель могла за раз вместить в себя до девяти человек. По мере развития модели менялся и ее внешний вид. Первые прототипы УАЗ-3172 выделились несколько приземленным кузовом, который из-за высокого клиренса как будто бы парил над дорогой. Но позднее был принят вариант, в котором советская модель визуально стала похожей на Range Rover, сочетающий в себе черты Mitsubishi Pajero.

    Лучший на бездорожье

    В связи с тем, что УАЗ 3172 разрабатывался для нужд армии, инженеры увеличили его клиренс до 325 мм. Это сделано было для того, чтобы автомобиль мог преодолевать любые препятствия, в том числе и глубокие броды.

    Но не только данная особенность была присуща УАЗ-3172. Незадолго до завершения разработки конструкторы создали версию со съемным жестким верхом. Однако такая модификация даже не успела появиться на ленте конвейера. Серийный УАЗ-3172 имел колесную базу в 2700 мм, что сопоставимо с размерами Volkswagen Tiguan или Nissan X-Trail.

    Советская модель базировалась только на зависимых подвесках. Спереди и сзади у нее стояли пружины, что было не характерно для продукции УАЗа той эпохи. В результате эти изменения придали больше плавности ходу внедорожника на ровном асфальте. Специально для гражданской версии конструкторы внедрили рулевое управление с гидроусилителем и демпфером. Последний уменьшал силу ударов, которые испытывали руки водителя. Также УАЗ-3172 выделялся большим ходом обеих подвесок.

    В рамках проведенных испытаний автомобиль доказал, что способен справляться практически с любыми задачами. Он брал на буксир прицеп массой 1,2 тонны и взбирался наверх под углом в 30 градусов, загруженный на 1000 килограмм. Также автомобиль легко преодолевал брод глубиной в 1 метр.

    Мотор оказался слабым

    Для столь крупного автомобиля, ориентированного на эксплуатацию по тяжелому бездорожью, лучше подходит турбодизельный двигатель, который обеспечит необходимую динамику. Но на момент разработки УАЗ-3172 у Ульяновского автозавода не было в распоряжении подобного агрегата.

    Поэтому конструкторы решили установить на новый внедорожник мотор УМЗ объемом 2,9 литра, который в зависимости от модификации выдавал до 100-105 л.с. полезной мощности. А трансмиссия у УАЗ-3172 была разная. Конструкторы не смогли определиться с тем, какие агрегаты необходимо внедрить в новый внедорожник. В результате часть прототипов дополнялась неразрезными мостами, другие — блокируемыми межколесными дифференциалами. Но каждая версия внедорожника дополнялась постоянным полным приводом с механическим управлением. Он сочетался с блокируемым межосевым дифференциалом и гидравлическим приводом.

    Где купить УАЗ-3172?

    Из-за задержек, которые возникали в процессе разработки внедорожника, УАЗ-3172 так и не успел поступить на рынок. Автомобиль был принят на вооружение только в 1992 году. В то же время начались работы по обустройству производственных площадок, на которых должны были собирать гражданский и армейский варианты УАЗ-3172.

    Однако государство в тот период не смогло профинансировать данный проект. Одновременно с этим армия отказалась от приобретения УАЗ-3172 для собственных нужд. В результате УАЗ отказался от производства этого перспективного внедорожника.

    Сегодня приобрести данную модель невозможно. До недавнего времени только один экземпляр сохранился в качестве выставочного образца, который стоял в музее военной автомобильной техники. Что случилось с заводскими прототипами, которые испытывали в конце 80-х и начале 90-х годов — неизвестно.

    Нет больше статей