Завод, который выпускает грузовую автотехнику в городе Миасс Челябинской области, ведет свою основную хронологию с октября 1941 года. Именно тогда руководство страны приняло решение перевезти производство и сотрудников завода ЗИС в Ульяновск, потому что немецкие войска уже подходили к столице.

Городом на Волге перебазирование не завершилось, и уже 30 ноября того же года часть цехов перевозят в Миасс. Переселенцев разместили на территории военного предприятия. В Ульяновске осталось производство шасси, а в Миассе планировали собирать двигатели и трансмиссии. Однако стране остро не хватало грузовиков, и тогда решили собирать машины в одном месте. Спустя некоторое время в Миасс переправили и недостающие части завода. Это случилось в феврале 1973 года. Таким образом, завод полностью перепрофилировался в автомобильное предприятие.

    Уже в июле 1944 года в Миассе был собран первый грузовик ЗИС-5В. Это был средний автомобиль грузоподъемностью 3 тонны. Это была упрощенная версия ЗИС-5, которую выпускали для нужд военного времени, а затем оставили на конвейере завода вплоть до 1955 года. Кабина была деревянной, сталь для передних крылья просто гнули, на машину не ставили тормоза, была лишь одна фара, борт открывался только сзади.

    Уже к концу сентября 1944 года было сделано 1000 грузовых машин ЗИС-5В. Несмотря на то, что машин делали много, они быстро утрачивали свою работоспособность – помимо боевых повреждений, они сильно изнашивались в ходе эксплуатации.

    Уже в мирное время на заводе приступили к изготовлению переходной модели ЗИС. В 1951 году  на уральском заводе стали делать ЗИС-5М с двигателем мощностью 77 л.с. Однако в стране были перебои с топливом и конструкторы искали другие топливные возможности. Некоторое время на ЗИС-5М ставили газомоторные установки, которые могли работать на древесном газе. И хотя мощность двигателей при этом виде топлива падала на 40%, они все равно пользовались определенным спросом.

    Необходимо отметить, что уральские автомобили ЗИС-5М, помимо традиционных и ставших трехсторонне-откидными бортовых грузовиков, активно использовались как базы для поливочных, мусоросборочных и пожарных машин. Часть этих грузовиков дотянула в своей эксплуатации до 70-х годов.

    Завод активно совершенствовал машину, и о ней отзывались гораздо лучше, чем о московских ЗИСах. Однако грузовик устарел и на смену ему был утвержден УралЗИС-355М. Предполагалось, что новинку начнут выпускать осенью 1957 года, однако денег на глубинку не хватало, поэтому первого автомобиля пришлось ждать еще более года.

    УралЗИС-355М первоначально задумывался, как автомобиль, помогающий первопроходцам целины. Но помимо осваивателей хлеборобных степей, машины полюбились работникам народного хозяйства. На их базу ставили молоковозы, бензовозы, ассенизаторы и компрессоры. Водители положительно отзывались о теплой кабине, стеклоочистителях с электроприводом и других полезных функциях, которых не было на московских грузовиках.

    Машину выпускали до 1965 года. Кстати, в 1957 году шесть машин УралЗИС-355М впервые участвовали в спортивных заездах и уже в дебюте выиграли всесоюзные соревнования.

    В 1962 году имя Сталина уходит из названия завода, который превращается в УралАЗ.  Спустя три года с конвейера решают снять двухосные машины и перейти на большие грузовые машины с тремя осями.

    Завод в короткие сроки перепрофилировался на выпуск машин повышенной проходимости «Урал-375». Машина имеет успех на международной автовыставке соцстран. В 1972 году этот грузовик получает высшую союзную категорию качества, а спустя год – государственный знак качества.

    «Урал-375» и его модификации используются в тяжелых условиях работы, где выносливость машин ценилась превыше всего: лесовозы, болотоходы, тягачи, сельхозмашины и прочее.

    В 1977 году машина обрела дизельный двигатель. Модель получила название «Урал-4320». Машины использовались в разных климатах страны, могли тянуть автопоезда до 15-18 тонн. «Уралы» стали применять для вахтовых автобусов, пожарных машин, автокранов, цистерн и топливозаправщиков.

    В 1986 году с территории Миасского завода был выпущен миллионный автомобиль «УралАЗ».

    В середине 90-х годов завод, как и все остальные предприятия, несет огромные потери. Разница в объеме выпускаемой продукции уменьшилась с 1991 по 98 годы в 12 раз. Лишь в 2000-01 году ситуация начала движение в положительную сторону.

    В начале двухтысячных годов заводу очень помогли заказы нефтяного сектора, которым требовались машины для своих месторождений. На стыке веков на заводе начинают выпускать бескапотные грузовые машины на 10-12 тонн.

    В 2005 вышел новый самосвал «Урал-63685», также были разработаны новые вахтовые автобусы. Постепенно за 10 лет производство возвращается в Миасс – в 2008 году в год выходит более 15 тысяч машин, завод сотрудничает со многими отраслями производства в стране.

    В 2015 году на заводе начинают собирать грузовые машины нового семейства «Урал-NEXT». Новое шасси и дизайн капотного грузовика в сочетании с комфортабельной кабиной, улучшенной управляемостью и проходимостью ставят новинку в один ряд с мировыми лидерами рынка.

    Неудивительно, что спустя год «Урал-NEXT» получает звание «Грузовик года» в России. Под брендом выпускают машины-самосвалы с грузоподъемностью до 15,6 тонн и тягачи с максимальной массой автопоезда 62 т.

    Так завод, начинавший выпускать машины из дерева и листов железа для мясорубки войны, сумел преодолеть трудные времена и продолжает историю своего развития.

    Нет больше статей