«АвтоВАЗ» недавно объявил о планах нарастить производство до 500 тысяч автомобилей в год. Часть отраслевых источников сообщает, что данное решение было принято в Минпромторге, который обязал Волжский автозавод достичь этого результата в ближайшие 1-2 года. Отметим, что мощности предприятия хватит на то, чтобы выпускать до 800 тысяч автомобилей. То есть у «АвтоВАЗа» есть резерв для того, чтобы добиться поставленной цели. Однако даже в лучшие годы, когда на предприятии собирали Lada и Renault, оно ежегодно выпускало меньше автомобилей, чем заявлено сейчас.

В этой связи возникает необходимость в значительном расширении модельного ряда. «АвтоВАЗ» сообщил, что планирует создать новое семейство Lada Granta. Однако большая часть будущих автомобилей будет перелицованными версиями текущих. То есть «АвтоВАЗ», по сути, выпустит только новую Гранту. Также компания заявила о разработке своего первого кроссовера B-класса. Но даже при условии, что «АвтоВАЗ» реализует обе задачи в ближайшие годы, он не сможет за такой короткий срок довести объемы производства до 500 тысяч автомобилей в год. Причина тому — слишком высокая цена на нынешние модели Lada, из-за которой компании будет сложно довести спрос до нужного уровня.

В этой связи «АвтоВАЗу» потребуется более дешевый, чем Granta, автомобиль. Отечественный дизайнер показал, каким может подобный автомобиль. Он создал рендеры с изображением новой Лада «Ока» 2022-2023, которая ни в чем не похожа на советскую малолитражку. Появление такого автомобиля в модельном ряду «АвтоВАЗа» полностью соответствует озвученной стратегии развития компании. Тем более, что отраслевые источники заявляют о том, что предприятие продолжает работать над платформой CMF-B, которую оно получило от Renault. Данная архитектура отличается модульной конфигурацией. То есть на базе этой платформы при внесении определенных изменений можно создавать автомобили разного размера.

Примером тому служит Renault Kwid, компактный кроссовер, который сегодня продается в Индии. Данная модель создана на одной из модификаций платформы CMF-B. Поэтому «АвтоВАЗ» вполне способен разработать на базе французской «тележки» собственный компактный автомобиль, подобный тому, что показан на представленных рендерах.

Второй момент, который привлекает внимание, заключается в том, что представленная «Ока» имеет порт для подзарядки аккумулятора. Это, в свою очередь, отчасти противоречит сделанному ранее заявлению: платформа CMF-B создавалась под автомобили с ДВС. Однако у Renault есть «тележка» CMF-BEV, ориентированная на электрокары. Возможно, обе архитектуры имеют сходное исполнение. То есть потенциально французская платформа с небольшими изменениями может лечь в основу электрической «Оки».

    Появление такой малолитражки также соответствует стратегии развития «АвтоВАЗа». Недавно была опубликована информация, согласно которой компания будет работать в трех направлениях. Одно из них предусматривает развитие модельного ряда электрокаров. Изначально предполагалось, что данную серию составят только электрические универсал и коммерческий фургон e-Largus, производство которых в 2023 году должны наладить на автозаводе в Ижевске. Но нельзя исключать, что «АвтоВАЗ» расширит модельный ряд электрокаров за счет компактного сити-кара ВАЗ-1111 2022-2023. Более того, компания может выпустить 2 варианта этого автомобиля.

    Сегодня спрос на электрокары в России остается низким во многом из-за их высокой цены и отсутствия необходимой инфраструктуры. В связи с этим «АвтоВАЗ» с целью удовлетворения текущего спроса и выполнения плана по выпуску 500 тысяч автомобилей ежегодно может создать «Оку» со стандартными ДВС. В этом случае российская новинка получит компактный 1,6-литровый двигатель с отдачей, не превышающей 90 л.с. Более мощный агрегат для такого небольшого автомобиля не нужен. Скорее всего во всех версиях такой «Оки» будет устанавливаться автоматическая КПП. Внедрение механической трансмиссии в автомобиль, предназначенный для города, не имеет смысла.

    Больше вопросов вызывает проект электрической «Оки». Причина заключается в том, что «АвтоВАЗ» пока не обнародовал информации о технической составляющей e-Largus. То есть пока не известно, какими технологиями, необходимыми для создания электрокара, владеет российский автозавод. Скорее всего, электрическая «Ока» получит один компактный электродвигатель, максимальная мощность которого не превышает 50 л.с. В этой связи «АвтоВАЗ» может вернуться к проекту мотор-колеса Дуюнова, о котором говорили несколько лет назад. Но в последние 1-2 года новости об этом проекте практически не появляются. Не исключено, что идея мотор-колеса так и не была реализована.

    Аккумулятор для электрической Лада «Ока» 2022-2023 также будет компактным. Возможно, запас хода нового электрокара доведут до 250 км, как и у e-Largus. Но пока это не более чем предположения.

    Несмотря на то что представленная «Ока» окажется самым дешевым автомобилем в модельном ряду Lada, он будет лучше оснащен, чем Granta. Новая малолитражка должна получить мультимедийный комплекс с небольшим тачскрином, а ее электрическая версия будет оснащаться виртуальной панелью приборов. Также ожидается появление в списке доступного оборудования акустики, кондиционера и системы мониторинга «мертвых» зон. Эти устройства на «АвтоВАЗ» будут поставлять российские компании. То есть Волжский автозавод сможет внедрить их в новый автомобиль, не опасаясь, что его цена резко возрастет.

    Новая «Ока», судя по опубликованным рендерам, будет иметь двухдверную компоновку. Ее главной отличительной особенностью станет обилие плавных линий, которые придают автомобилю несколько футуристический облик. Но такая конфигурация улучшает перераспределение воздушных потоков, что применительно к электрической «Оке» должно увеличить запас хода. Новинка может похвастаться большой площадью остекления, что важно при постоянно эксплуатации в пределах города. Также хэтчбек получил светодиодную оптику.

    В случае реализации представленного проекта, серийная версия «Оки» будет заметно отличаться от концепта. Прежде всего, инженеры должны увеличить размер дорожного просвета. Из-за низкого клиренса, как у представленного концепта, автомобиль будет чертить днищем по «лежачим полицейским» и другим преградам. Необходимость в увеличении клиренса можно объяснить еще и тем, что это решение сделает посадку и высадку более удобной. Также разработчики должны существенно увеличить площадь заднего стекла. Кормовое окно слишком компактное: через него плохо будут видны даже другие автомобили, не говоря уже о более мелких препятствиях. Если этого не сделают, то новая «Ока» должна будет получить несколько парковочных датчиков и систему предупреждения столкновений при езде задним ходом.

    Компания «АвтоВАЗ» сейчас находится в ситуации, когда она может экспериментировать. Во-первых, у нее остается все меньше конкурентов. Во-вторых, сокращение числа автомобилей в России может заставить потребителей покупать то, что осталось. В-третьих, у «АвтоВАЗа» большая поддержка со стороны руководства страны. Это подтверждает заявление представителей компании, которые сообщили, что электрический e-Largus в первое время будут выпускать небольшими партиями для оценки потенциального спроса.

    Поэтому легко предположить, что «АвтоВАЗ» действительно может пойти на то, чтобы возродить малолитражную ВАЗ-1111 2022-2023. А если учесть, что она будет очень дешевой (вероятно, не дороже 500-600 тысяч рублей), спрос на нее окажется достаточным для покрытия расходов на разработку. То есть у «АвтоВАЗа» есть возможности для запуска в производство подобного автомобиля.

    Но компании необходимо будет решить вопрос, связанный с поставками аккумуляторов и двигателей для электрической версии «Оки». Запускать в производство автомобиль с китайскими батареями и моторами может быть экономически невыгодно, так как их будут импортировать в Россию. Но представители «АвтоВАЗа» недавно сообщили, что электрический e-Largus окажется всего на 20-30% дороже фургона с ДВС. Это может означать, что компания уже нашла поставщиков доступных по цене комплектующих для электрокаров. Автор: Федор Аверьев

    Нет больше статей