Чуть больше, чем полвека назад, с главного конвейера Волжского автомобильного завода сошел первый экземпляр ВАЗ-2101. В народе эту машину прозвали просто «Копейка», и она смогла очень быстро стать наиболее распространенной легковой моделью в Советском Союзе. Прототипом для автомобиля стал Fiat 124, однако и другие иностранные концерны в то время предлагали свои услуги, например, Ford, GM и Renault. Однако только итальянцы согласились построить завод и передать всю документацию и техническое описание. Между тем, советские инженеры смогли усовершенствовать базовую модель, сделав ее в разы надежнее.

ВАЗ-2101

Особенности

ВАЗ-2101 можно назвать действительно уникальной моделью отечественного автопрома. Конечно, «Копейка» довольно сильно уступает современным автомобилем, однако в ней есть некоторые решения, которые дают фору нынешним машинам. В частности, она выделяется за счет великолепного обзора как спереди, так и сзади. Еще можно выделить грамотное расположение запасного колеса: сбоку в стоячем положении. Кроме того, инженеры позаботились о проходимости модели, наделив ее очень высоким клиренсом. Не у каждого современного кроссовера есть такой показатель.

    В салоне автомобиля стояли довольно комфортные кресла, которые, к тому же, очень удобно раскладывались. Поэтому в машине вполне могли переночевать 2 человека. Еще плюсом такой раскладки можно назвать возможность перевозки крупногабаритных вещей в кабине. Важным фактором была и цена модели. Конечно, стоимость «Жигулей» нельзя назвать копеечной. Но в те годы советские граждане не имели доступа к люксовым товарам, поэтому, по сути, тратить деньги было особо не на что. Поэтому многие смогли скопить нужную сумму для покупки машины. Радовали и технические характеристики «Копейки». Она получила довольно надежные узлы и агрегаты. К тому, ее постоянно модернизировали, увеличивая мощность ДВС. Наконец, машине достались передние дисковые тормозные механизмы, что положительным образом отразилось на безопасности передвижения на ТС.

    К содержанию ↑

    История создания

    16 августа 1966 года в столице нашей страны было подписано генеральное соглашение между Внешторгом и итальянским автопроизводителем Fiat о научно-техническом сотрудничестве в области разработки легковых машин. В его рамках также был утвержден проект строительства завода на территории Советского Союза. Кроме того, в данном соглашении также были прописаны модели, которые будут выпускаться компаниями. Одной из них стал седан ВАЗ-2101. В качестве прототипа для этого автомобиля сразу был определен Fiat 124. К слову, данная модель в 1967 году получила награду «Европейский автомобиль года».

    Летом того же года советские инженеры приступили к изучению итальянской модели. Для этого были проведены испытания автомобиля на Дмитровском полигоне. В ходе теста выяснилось, что «итальянец» имеет ряд серьезных проблем. В частности, у него недолговечные кузов и задние тормозные механизмы. Кроме того, машина конструктивно не соответствовала условиям эксплуатации на дорогах СССР. Помимо того, что она не обладала буксирными проушинами, у нее еще был довольно скромный клиренс. Недовольны отечественные специалисты остались и силовым агрегатом автомобиля. По их мнению, он был бесперспективным с точки зрения дальнейшего развития конструкции.

    К слову, название нового автомобиля выбирали с помощью голосования. Больше всего человек отдали предпочтение имени «Жигули». Так называется горная система, расположенная рядом с Тольятти. Первый ВАЗ-2101 получил всем известный фирменный логотип «АвтоВАЗа», который представляет собой серебристую ладью, которая олицетворяет движение. Также на ней можно увидеть стилизованную букву «В» (ВАЗ). Сама же модель является родоначальником целого семейства машин, которые в народе называют «Классика». Есть прозвище и у самого автомобиля. Сначала его называли «Единичка». Однако уже в конце 80-х к машине приклеилась кличка «Копейка», так как она перестала считаться престижной.

    К содержанию ↑

    Легенды, связанные с ВАЗ-2101

    Как уже говорилось, дебют автомобиля состоялся в апреле 1970 года. Сборка первых экземпляров производилась в ночь с 18 на 19 число. Дело в том, что первые «Жигули» производили к особой дате. Весь Советский Союз 22 числа отмечал столетие В.И. Ленина. Выпуская эту модель, Волжский автозавод преследовал несколько целей. Одна из них – поставка машин за границу. Таким образом государственная казна могла бы пополняться иностранной валютой. И стоит сказать, у компании это получилось.

    Для начала отметим, что экспортные версии модели получили более лаконичное название Lada. И в начале 70-х машина мало в чем проигрывала соплатформенному Fiat, а стоила при этом гораздо дешевле. В первые годы автомобиль в основном поставлялся в станы соцлагеря, такие как, например, Югославия, Болгария, ГДР и проч. А в Западной Европе «копейка» начала появляться с 1974 года. Некоторые до сих пор верят, что успех «Жигулей» за границей был обусловлен исключительно низким ценником, однако это не так. Бесспорно, в Европе Lada считалась бюджетной маркой. Но востребованным автомобиль сделали еще и продуманная конструкция, низкая стоимость эксплуатации, а также удобство.

    Еще на просторах Сети очень часто можно встретить теорию о том, что «Копейка» стала причиной стагнации советского автопрома. Якобы, АЗЛК, увидев успех тольяттинцев, решил бросить разработку собственных моделей, переориентировавшись на западные разработки. Ведь именно так получился автомобиль АЗЛК-2141. Его скопировали с моделей Audi и Simca. И в результате у этой машины оказалась печальная история. Но эту информацию просто вырвали из контекста. Беда 2141 была в том, что он выл отвратительно исполнен. А тольяттинское предприятие, напротив, начав с копирования в будущем смогло выпустить очень успешную линейку переднеприводных автомобилей собственной разработки.

    Стоит сказать, что за рулем «Жигулей» побывало много известных личностей. В частности, знаменитый гонщик Айртон Сенна. Причем поездил он на «Копейке» на пике свой карьеры. Конечно, у него не было в собственности ВАЗ-2101. За рулем автомобиля гонщик оказался в 1986 году в преддверии первого в истории Формулы-1 «Гран-при Венгрии». Тогда бразилец, чтобы познакомиться с трассой, попросил выдать ему популярную у местных жителей машину. А вот другой известный пилот – Кими Райкконен, все-таки стал владельцем Лады. К тому же, это был его первый автомобиль. Он приобрел «Копейку» у друзей, который собирались сдать ее в металлолом. В своем интервью Райкконен рассказывал, что в машине был заменен силовой агрегат, а кузов вместо красного окрасили в черный оттенок. Свой автомобиль он называл очень надежным, так как он никогда не ломался.

    К содержанию ↑

    Технические характеристики

    ВАЗ-2101 в первые годы оснащался 59-сильным мотором на 1,2 литра. С 1974 по 1983 годы седан приводился в движение с помощью 1,3-литрового 4-цилиндрового рядного агрегата. Это карбюраторный двигатель, мощность которого достигает 64 л.с. при 92 Н*м крутящего момента. С ним в тандеме работают механическая коробка передач на 4 скорости и заднеприводная трансмиссия. Максимально автомобиль может разогнаться до 145 км/ч. При этом до «сотни» седан доезжает за 18 секунд, что в те времена было довольно неплохим показателем. По расходу топлива советская модель сравнима с многими современными машинами. В частности, в городе она тратит 11 литров горючего, на трассе – 8 литров, а в смешанном цикле – 9 литров.

    Длина автомобиля составляет 4043 мм, ширина – 1611 мм, высота – 1440 мм. Расстояние между осями достигло отметки в 2424 мм. Клиренс равен 170 мм. Автомобиль представляет собой 4-дверный седан с пятью посадочными местами в салоне. Масса советской модели равна 955 кг, а предельная грузоподъемность – 400 кг. В багажное отделение автомобиля вмещается 325 литров груза, а в топливный бак – 39 литров горючей смеси.

    Передняя подвеска отечественного седана независимая. Она представлена многорычажной конструкцией. Задняя подвеска – зависимая, на продольных рычагах. Гидроусилителем рулевого механизма автомобиль не комплектовался. При этом передние тормозные механизмы у седана дисковые, тогда как сзади ставятся барабанные. По умолчанию машине положены 13-дюймовые стальные колеса.

    В 1974 году вышла модификация кузова 21011, которая получила немного более мощный 69-сильный мотор объемом 1,3 литра. Через три года был представлен ВАЗ-21013 с 1,2-литровым двигателем. Что интересно, «милицейскую» модификацию ВАЗ-21016 оснащали 71-сильным агрегатом. В 1980 году автомобиль получил новый распределитель зажигания. Также седану достался 2-литровый бачок стеклоомывателя с ножным включением механизма. Карбюраторы 2101 первой серии выпускали до 1974 года, второй – до 76-го, третьей – до 78-го. А с 1979 года на машину стали ставить карбюраторы серии «Озон-2105» с автономной системой холостого хода.

    К содержанию ↑

    Производство

    Первый серийный экземпляр ВАЗ-2101 сошел с конвейера тольяттинского производителя в апреле 1970 года. Этот автомобиль представляет собой лицензионную версию итальянского Fiat-124. При этом советские инженеры не стали полностью копировать «донора». Они внесли в конструкцию машины более 1000 изменений. Многие из них в будущем были внедрены и на базовый Fiat. Всего в апреле с конвейера отечественной компании сошло 6-ть единиц модели. А массовая реализация новинки началась в августе. Между тем, Волжский автозавод сумел достаточно быстро наладить массовый выпуск «Жигулей». До конца года им было выпущено около 21,5 тысяч машин.

    Но уже в следующем году эта цифра увеличилась до 172,1 тысяч экземпляров. Пик производства седана был зафиксирован в 1973 году. Тогда на заводе собрали чуть более 379 тысяч автомобилей. На проектную мощности предприятие вышло в 1974 году. Для того, чтобы начать выпуск комплектующих к машине непосредственно в СССР, необходимо было освоение новых технологических стандартов. Речь в данном случае идет про резину, пластмассу, марки сталей и смазочные материалы. Поэтому советским конструкторам первое время разрешили работать по итальянским техусловиям, а не по местным ГОСТам.

    Поэтому на машинах из первых партий покупатели могли видеть шильдики Fiat и ряда других иностранных компаний, например, Stars, Bakony, Weber и проч. В частности, рычаги для очистителей стекол поставляла фирма Magneti Marelli. Моторчики для этих же деталей привозились из Венгрии. Однако в скором времени производство комплектующих для «Жигулей» было налажено на территории страны. В частности, выпуском деталей занимались «Автоприбор», ЛААЗ, ДААЗ, «Автонормаль» и другие. Сам автомобиль просуществовал на конвейере вплоть до 1983 года. Правда, до 1988 года еще оставалась его версия ВАЗ-21013. Прекращение его сборки было обусловлено тем, что «АвтоВАЗ» сосредоточил свои усилия на выпуске «Пятерки» (ВАЗ-2105). Всего отечественной компанией было собрано 4 846 900 ВАЗ-2101, включая различные модификации седана.

    К содержанию ↑

    Версии автомобиля

    Как уже говорилось, первая версия ВАЗ-2101 вышла в 1970 году. А уже в 74-м была собрана опытная партия модели 21011 в количестве 10 экземпляров. В серию данная модификация вышла в 5 декабря того же года. Помимо более мощного ДВС автомобиль получил измененную решетку радиатора, дополнительные горизонтальные вентиляционные прорези спереди в нижней части, при этом с бамперов пропали «клыки». Из конструктивных особенностей можно выделить усиленную крышу и появление на задних стойках отверстий. Последние служили для принудительной вентиляции салона. Еще поставили сигнал заднего хода и катафоты в фонарях на корме.

    Этом же году «АвтоВАЗ» собрал экспортную вариацию «Жигулей». Автомобиль получил название ВАЗ-21012 и правое расположение руля. В 1977 году началось производство ВАЗ-21013. Выпуск этой модификации продолжался до 1988 года. Кроме того, была еще одна экспортная версия модели – ВАЗ-21014. Выпускало тольяттинское предприятие и специальные модификации «Жигулей»:

    • ВАЗ-21015 «Карат» – для спецслужб;
    • ВАЗ-21016 – с кузовом от 2101 и ДВС от 21011;
    • ВАЗ-21018 – экспериментальная модель с роторным мотором;
    • ВАЗ-21019 – машина с 120-сильным 2-секционным роторным двигателем;
    • ВАЗ-2101 пикап – его грузоподъемность составляла 250-300 кг;
    • ВАЗ-2101-94 – для милиции с 1,5-литровым мотором.

    К слову, экспортная вариация модели имела немного другое название. Первая партия получила имя Lada 1200. Свыше 57 000 таких автомобилей отправились в страны Социалистического содружества. В Восточной Европе машина была очень востребована не только в роли личного транспорта, но и на службе в государственных ведомствах. Потом модель появилась в странах Северной и Западной Европы. Случилось это после того, как базовый Fiat ушел с рынка. Модернизированные версии экспортных «Жигулей» также назывались Lada 1300, Lada 1200S и Lada 2101. Особым спросом машина пользовалась на Кубе. Здесь автомобиль полюбили местные таксисты. Они даже создавали удлиненные вариации модели и использовали их в качестве маршрутного такси.

    К содержанию ↑

    ВАЗ-2101 сейчас

    «Жигули» по-прежнему остаются народной моделью. Автомобиль довольно сильно ценится на вторичном рынке. Причем выбирают его как те, кто просто ищет недорогое средство передвижения, так и любители поностальгировать и приобщиться к набирающему в нашей стране ретродвижению. Что интересно, некоторые экземпляры ВАЗ-2107 нельзя назвать бюджетными. Особенно сильно ценятся модели первых годов выпуска с «ранними» клыками и надписью «Тольятти» на эмблеме. Цена на подобные машины легко может превышать 1 млн рублей.

    В целом, «Копейку» действительно можно назвать символом эпохи. Многим именно эта машина приходит в голову, когда они слышат словосочетание «отечественный автомобиль». Однако назвать ВАЗ-2101 «народным» все же нельзя. Конечно, он был гораздо доступнее «Волги», но купить его мог не каждый. Во-первых, цена автомобиля составляла 5000 рублей при средней зарплате в 100-120 рублей. Во-вторых, машин просто не хватало на всех желающих. Но ВАЗом стремились обладать, так как он являлся символом достатка, коих в СССР было немного. И все же стоит отдать дань «Жигулям». Они оказались прародителем целого семейства. Этой машине даже установлено несколько памятников в разных городах. А еще она стала главным героем фильма Ивана Дыховичного «Копейка» (фото: «АвтоВАЗ»).

    Автор: Павел Афанасьев

    К содержанию ↑

    Нет больше статей