Многочисленный герой анекдотов – именно это приходит на ум, когда вспоминается продукция Запорожского автомобилестроительного завода.  Речь, конечно же, о легендарных «Запорожцах». Машины, созданные во времена советского застоя, были самыми доступными для жителей бывшей сверхдержавы и одновременно отражали всю суть строя: дешево, сердито и ненадежно. Но неудивительно, что поднакопившие денег советские граждане первым делом покупали «запор». Какая-никакая, а все же машина… Тому, что эти малолитражки появились на советских дорогах, предшествовала долгая история сквозь века.

Свои истоки автозавод берет в 1863 году. В колонии Шенвизе – ныне город Александровск, что на Запорожье, — в конце 18 века поселились меннониты из Голландии. Именно там один из переселенцев Абрахам Кооп построил мастерские, в которых чинил аппараты по резке соломы, а также делал запчасти для ветряных мельниц. Со временем эти ремонтные зоны разрослись до сельхозмануфактуры, где производили плуги, молотилки, жатки и другую технику.

    В 1923 году завод Коопа подвергся национализации и получил название «Коммунар». Сельхозтехникой завод занимался еще 35 лет. Но в конце 50-х годов решили дополнительно освоить производство малолитражных автомобилей – страна отходила от тяжелых послевоенных годов, благосостояние граждан росло, им требовался личный недорогой транспорт.

    «А теперь горбатый!»

    В 1961 году завод переименовывают в ЗАЗ. На предприятии начинается выпуск знаменитого ЗАЗ-965. «Запорожец», которого граждане именовали «горбатым», первоначально создали на Московском заводе малолитражных автомобилей (будущий АЗЛК) совместно с институтом НАМИ, специализировавшимся на двигателях.

    За основу взяли FIAT-600 с задним расположением двигателя. Советские инженеры оценили разработку итальянцев и несколько ее поменяли. Вместо кузова фастбэк был применен стиль двухдверного седана («горб» с дверцей моторного отсека), значительно усилена подвеска для использования на советских дорогах и том, что ими должно было быть, а также увеличены арки для большего радиуса колес. При этом был оставлен итальянский вариант дверей на задних петлях, который обеспечивал удобный доступ внутрь салона. Затем модель перевели на мощности запорожского предприятия.

    Основным двигателем ЗАЗ-965 был доработанный V-образный с воздушным охлаждением агрегат объемом 746 кубических см. Мощность мотора 23 л.с. В дальнейшем двигатель оптимизировали до 887 «кубиков» и 27 л.с., а к концу выпуска данной модели – и вовсе до 30 «лошадей». На автомобиль ставили 4-ступенчатую механику. Габариты машины составляли 3330х1395х1450 мм с колесной базой 2023 мм. Клиренс машины составлял 175 мм.

    Стоил 965-й «запор» 18 000 деноминированных рублей, что автоматически превратилось в 1800 в 1961 году. Выпускали ЗАЗ-965 с 1960 по 1969 годы.

    «Ушастый» наследник

    В 1966 году завод выпустил новую модель ЗАЗ-966. Конструкторы понимали, насколько был плохим двигатель 965-го, и поэтому изменили как устаревший кузов, так и силовую установку.

    Основой для формы кузова следующего ЗАЗ считается Chevrolet Corvair. Двигатель оставили сзади (им стал 1,2-литровый 40-сильный агрегат), а для дополнительного поступления воздуха в качестве охладителя, сделали расширенные отверстия на задних крыльях, которые народ и прозвал «ушами».

    В плюс ЗАЗ-966 всегда вменяли прочность кузовной конструкции, которая начинала покрываться ржавчиной лишь после 5-6 годов активного использования.  В 1972 году на смену 966 пришла модель ЗАЗ-968. Стоила она уже от 3500 рублей, цена постоянно росла.

    968-я модель выпускалась до 1979 года, пока ней на смену не пришел один из самых массовых «запорожцев», ЗАЗ-968М. Но, по сути, обе они уже были усовершенствованными модификациями «ушастого». Выпускали ЗАЗ-968М вплоть до 1994 года.

    В 1986 году на заводе запустили производство ЗАЗ-1102 с названием «Таврия». Это была первая модель Запорожского завода с двигателем жидкостного охлаждения, который установили в передней части машины.

    Вторая часть истории

    В 1991 году закончился советский период деятельности автозавода. В дальнейшем предприятие попало в тяжелую экономическую ситуацию – занималось выпуском автобусов, договаривалось с корейцами и китайцами о совместной работе.

    В 2008 году был закончен проект «Таврии». В 2018 году из-за сложного финансового положения запустили процедуру банкротства.

    В настоящее время завод ведет трудную борьбу за выживание, но продолжает выпускать автомобили и городские автобусы.

     

    Нет больше статей