Китайские компании в последние 1,5-2 года проявляют завидную активность в плане завоевания европейского рынка. Все больше производителей запускают продажи своих автомобилей в странах ЕС. Этим обеспокоилось руководство Евросоюза, так как китайские машины стоят существенно дешевле европейских аналогов. В итоге сейчас начали прорабатывать нормы, которые закрепят ограничения на поставку автомобилей из КНР. В частности, речь идет о введении новых пошлин, из-за чего китайские машины резко подорожают в Европе.

Возможно, именно поэтому китайские компании работают над тем, чтобы на них не распространялись указанные нормы. Так, BYD уже договорился о выкупе площадки под строительство автозавода в Европе. Аналогичные планы вынашивает Chery, которая фактически только сейчас начинает свою экспансию в страны ЕС. Однако не исключено, что европейские политики обяжут китайские компании увеличить локализацию производства автомобилей. То есть указанные ограничения не будут распространятся на машины, в конструкции которых, например, не менее 50% деталей выпускают предприятия ЕС. А это, в свою очередь, автоматически приведет к тому, что китайские автомобили подорожают в Европе, утратив таким образом одно из главных своих преимуществ.

Но у производителей из КНР остаются определенные возможности для того, чтобы избежать подобных последствий. Их предоставляет простаивающий сейчас Запорожский автозавод. Согласно действующим соглашениям, продукция с данного предприятия может поставляться в Европу без уплаты дополнительных таможенных пошлин. Этим, возможно, воспользуется BYD, который запустит на данном автозаводе производство недорогих электрокаров. Собирать их на европейском заводе станет невыгодным занятием из-за больших затрат на логистику и указанных ограничений.

    Таким образом на рынок ЕС может выйти новый хэтчбек ЗАЗ-968 «Чайка» 2024. Его рендеры уже опубликовал дизайнер, не связанный ни с BYD, ни с Запорожским автозаводом. Этот автомобиль представляет собой практически полную копию BYD Seagull (название модели переводится как «Чайка»). Данный хэтчбек может стать одним из первых дешевых электрокаров, производство которых наладят на Запорожском автозаводе.

    Важно отметить, что в случае локализации производства автомобилей на указанном предприятии, BYD придется пойти на то, чтобы сменить название марки. Это обусловлено все теми же ограничениями. Смена марки позволит компании обойти будущие нормы, так как автомобиль ЗАЗ фактически не будет являться продукцией китайского производства. Это будет европейская машина, на которую распространяются те же нормы, что и на другие виды транспорта, собираемые в ЕС. Данное предположение подкрепляется межправительственными соглашениями.

    Кроме того, данный шаг позволит BYD разделить между собой те автомобили, что компания будет собирать на пока еще не построенном европейском автозаводе и экспортируемых из Китая, с моделями, которые выпускает Запорожский автозавод. К слову, подобным образом поступает Volkswagen. Немецкая компания несколько лет назад запустила в Китае новую марку Jetta, предназначенную для дешевых машин. При этом автомобили данного бренда технически являются аналогами продукции Volkswagen. Нужно подчеркнуть, что пока BYD не делал никаких шагов в сторону создания новых марок. Компания все еще выпускает все автомобили под собственным брендом. При этом у нее есть несколько перспективных линеек машин, которые можно вывести под отдельную марку.

    Экспансию на европейский рынок BYD должен начать с недорогих автомобилей. Это обусловлено высоким недоверием со стороны местных водителей к китайским машинам. Даже звание самого популярного производителя электрокаров в мире не поможет BYD быстро закрепиться на рынке Европы. Но дешевые автомобили точно привлекут к себе внимание. Тем более, если это будут электрокары, так как в Европе пока мало электрических машин, которые продаются по доступной цене.

    Вместе с тем, выходя на рынок ЕС с автомобилями, которые выпускаются под маркой ЗАЗ, китайская компания тем самым сможет защитить себя от некоторых дополнительных рисков. В частности, если дешевые электрокары будут невостребованными, либо их качество не удовлетворит большинство покупателей, BYD сможет в будущем предпринять повторную попутку закрепиться на рынках Европы. Но в этом случае компания предложит более дорогие электрокары и гибриды, которые она будет поставлять под собственной маркой.

    Все сказанное говорит о том, что запуск производства Seagull под брендом ЗАЗ на Запорожском автозаводе несет для BYD большие выгоды при сравнительно минимальных затратах. Они точно будут меньше, чем инвестиции, которые пойдут на строительство предприятия в Европе. Вместе с тем, при создании ЗАЗ-968 «Чайка» 2024 китайская компания не станет дорабатывать Seagull: изменения будут минимальными. И их внесут только в рамках адаптации электрокара под требования европейского рынка. Этот шаг позволит избежать неоправданного подорожания «Чайки».

    Представленная новинка отличается ультракомпактными размерами: ее длина достигает 3780 мм, ширина — 1715 мм, высота — 1540 мм. То есть хэтчбек изначально будет позиционироваться как автомобиль для города. Это подтверждают и заявленные технические характеристики. Размер колесной базы равен 2500 мм. При этом благодаря особой компоновке автомобиля внутри у нового ЗАЗ «Чайка» будет достаточно просторно. По крайней мере на втором ряду смогут разместиться двое взрослых пассажира с определенным уровнем комфорта.

    Столь компактные размеры являются важным критерием при выборе европейцами недорогих автомобилей. Подобные машины, в том числе электрические, приобретают в основном для езды по узким улицам городов ЕС. Именно по этой причине в Европе высоком спросом всегда пользовались такие модели, как FIAT 500 и Ford Fiesta. Даже в сегменте кроссоверов наблюдается перекос в сторону компактных автомобилей.

    Представленная модель выйдет только с одним электрическим двигателем, который будет размещен спереди. Его максимальная отдача не превысит 75 л.с., крутящий момент — 135 Н*м. Но такой мощности будет достаточно для динамичной езды на столько компактном хэтчбеке. С новинкой предложат 2 небольших аккумулятора, обеспечивающих запас хода примерно 305 и 405 километров соответственно. Этих показателей также будет достаточно для электрокара, предназначенного для преимущественной эксплуатации по городским улицам. Более того, BYD может оснастить ЗАЗ-968 «Чайка» 2024 аккумуляторами нового типа, которые отличаются высокой емкостью и поддерживают технологию быстрой зарядки. При этом, как показывает китайский рынок, цена на представленный автомобиль из-за появления подобных батарей не должна существенно измениться.

    Из-за конструктивных особенностей новая «Чайка» будет очень устойчивым электрокаром. Это обусловлено как компактными размерами, так и тем, что аккумулятор размещается под полом. Из-за этого центр тяжести становится ближе к земле, что существенно повышает устойчивость электрокара даже при проезде в поворотах на высокой скорости.

    Отличительной особенностью ЗАЗ «Чайка» станет и его багажник. Объем грузового отсека превысит 900 литров, что сделает новинку лучшей в классе по этому показателю. Данная особенность откроет для BYD еще одно направление сбыта. В некоторых странах Европы в последнее время набирают популярность компактные коммерческие автомобили, сделанные из обычных машин. Примером тому служит недавно дебютировавший Renault Duster с увеличенным грузовым отсеком. Объем багажника у «Чайки» будет меньше, чем у французской модели. Но это электрокар, который будет стоить дешевле. То есть коммерческий вариант новинки, если он поступит на рынок, станет относительно популярным (как минимум в своем сегменте).

    Автомобиль также получит немало современных опций. Так, ему положены ассистент контроля полосы, задняя камера, множество парктроников (и это несмотря на компактные размеры) и мультимедийный комплекс с крупным тачскрином, обеспечивающим доступ к управлению всеми функциями. Кроме того, BYD может оснастить новинку адаптивным круиз-контролем. Но вероятность появления данной опции мала, так как ее редко используют при езде по городским улицам.

    Во сколько будет оценен ЗАЗ-968 «Чайка» 2024, пока сложно предугадать. Возможно, автомобиль будет стоить порядка 1,2 миллиона рублей в перерасчете по текущему курсу. То есть он окажется немногом дороже BTD Seagull. Но даже в этом случае ЗАЗ «Чайка» станет одним из самых дешевых электрокаров, представленных на европейском рынке.

    Сроки появления новинки в автосалонах ЕС также неизвестны. Вероятно, на ее разработку уйдет не менее одного года. Дело в том, что даже если электрокар будут собирать из готовых машинокомплектов, поставляемых из Китая, Запорожский автозавод придется модернизировать. Соответственно, BYD потратит время на доставку и наладку оборудования, необходимого для производства электрокара. Также несколько месяцев уйдет на сертификацию электрокара. Поэтому, если представленный проект будет реализован, то при оптимальных условиях автомобиль дебютирует не ранее 2025 года. Автор: Алексей Подшивалов

    Нет больше статей