ЗАЗ-966 являлся самым дешевым автомобилем СССР. Эта модель, появившаяся в 1966 году, просуществовала в разных модификациях до 1994 года. ЗАЗ-966 интересен множеством особенностей. Но об одной из них мало кто знает: советская модель являлась последним малолитражным автомобилем 20-го века с задним расположением двигателя. Кроме того, о «запорожце» ходит множество историй, которые не всегда соответствуют истине.

ЗАЗ-966 скопировали с иностранцев

Как и в случае со многими другими советскими автомобилями, ЗАЗ-966 приписывали сходство с иностранными моделями. Точнее, большинство автолюбителей полагало, что данная машина также была скопирована с западных продуктов.

В пользу этой теории говорит визуальное сходство с малоизвестным немецким NSU Prinz 4. У данной модели двигатель также располагался сзади. Однако ЗАЗ-966 имел совершенно другую конфигурацию. В частности, у советской модели передняя подвеска была пружинной, тогда как у немецкой — торсионной.

    Также некоторые автолюбители находили сходства между компактным ЗАЗ-966 и крупным Chevrolet Corvair. Но в данном случае речь идет только о некоторых деталях внешности. По компоновке и техническим характеристикам советская и американская модели совершенно не похожи друг на друга.

    Сходство с иностранными автомобилями, вероятно, обусловлено тем, что конструкторы при разработке нового ЗАЗ-966 опирались на мировой опыт. Они, скорее всего, просматривали многие машины, которые в 60-х годах были представлены на зарубежных рынках, и взяли за основу их варианты компоновки и дизайн. Но такой подход в принципе был характерен для многих производителей, а не только для советских конструкторов.

    ЗАЗ-966 пробыл на рынке 20 лет

    В действительности ЗАЗ-966 выпускали в период с 1966 по 1972 годы. Причем за это время Запорожский автозавод успел внести ряд изменений в конструкцию автомобиля, выпустив несколько модификаций. А в 1971 году на предприятии наладили выпуск модели ЗАЗ-968.

    Оба автомобиля имели много общих черт, но технически и конструктивно различались между собой. Именно поэтому автолюбители полагали, что ЗАЗ-966 производили на протяжении практически 20 лет, хотя на самом деле в этот период на советском рынке присутствовали 3 разных машины.

    Было 2 модификации разной мощности

    В первое время на Запорожском автозаводе выпускали ЗАЗ-966 с двигателем, который развивал до 30 л.с. Данный агрегат позаимствовали у предшественника «Ушастого», так как на момент запуска производства этой модели у предприятия не было в распоряжении подходящего мотора. Но Запорожский автозавод и в будущем продолжил выпускать ЗАЗ-966 с маломощным двигателем, поставляя такую модификацию ограниченными партиями. Данная версия автомобиля предназначалась для инвалидов.

    Обычный ЗАЗ-966 оснащался 1,2-литровым мотором, который развивал до 40 л.с. Именно эта версия советской модели стала одной из самых популярных в истории СССР.

    ЗАЗ-966 был хуже «Москвичей»

    ЗАЗ-966 по ряду параметров был копией «Москвичей». Однако малолитражка по другим характеристикам заметно им уступала. Так, посадка на второй ряд у ЗАЗ-966 была менее комфортной, чем у «Москвичей». Багажник у запорожского автомобиля носил символический характер: уместить в нем чемодан и еще несколько вещей не представлялось возможным.

    Кроме того, владельцы ЗАЗ-966 жаловались на постоянно ломающуюся печку, что ограничивало возможности эксплуатации автомобиля зимой, и нарушение углов установки колес. Последний минус приводил к тому, что владельцам «Ушастого» приходилось часто менять резину, которая была дефицитным товаром.

    «Уши» не спасли от перегрева

    Прозвище «Ушастый» ЗАЗ-966 получил из-за характерных воздухозаборников, которые размещались на задних колесных крыльях. Их появление было обусловлено стремлением конструкторов обеспечить охлаждение двигателя. Но данное решение оказалось неэффективным. На жаре мотор у ЗАЗ-966 очень быстро перегревался. Более того, такая проблема возникала даже при комфортной температуре, если владелец забывал своевременно чистить «уши». Но при этом ЗАЗ-966 участвовал в раллийных соревнованиях.

    Запись перемещена в архив
    Нет больше статей