ЗАЗ-965А действительно можно назвать народным автомобилем. Это была самая доступная машина в 60-е, которую мог позволить себе обычный гражданин. «Запорожец» выделялся не только своей оригинальной внешностью, но и очень простой конструкцией. Последнее обстоятельство делало его ремонтопригодным. Конечно, великолепных мощностных характеристик автомобиль не демонстрировал, но ему это было и не нужно. Зато ЗАЗ мог проехать там, где застревали многие иномарки, благодаря плоскому днищу и внушительному дорожному просвету. Отечественные автомобилисты до сих пор с теплотой относятся к этой машине. Над ней до сих пор ставят эксперименты, отдельные экземпляры даже превращая в спорткары.

ЗАЗ-965А

Особенности

Несмотря на то, что многие смеются над ЗАЗ-965А, ему даже досталась кличка «Горбатый», это был настоящий европейский автомобиль. Он был близок ко многим малолитражным иномаркам 50-60 годов и ни в чем не уступал им. При этом модель обладала простой конструкцией, что давало возможность разработчикам и простым гражданам экспериментировать над машиной. Еще одной «изюминкой» ЗАЗа оказались двери, которые открывались против хода. Больше ни один автомобиль в СССР не оснащался подобными элементами после «Запорожца».

    Важной особенностью машины стал ее доступный ценник. Стоимость автомобиля составляла 1800 рублей. По легенде, эта сумма определялась как совокупная цена тысячи бутылок водки. Тогда одна стоила 1,8 рублей. При средней заработной плане в те времена советскому гражданину пришлось бы отложить 20 зарплат. Был «Запорожец» уникален и в техническом плане. Его двигатель имел воздушное охлаждение и не нуждался в антифризе. Кроме того, машина получила автономную «печку». Подобного оборудования у других советских моделей не было.

    К содержанию ↑

    История создания

    В послевоенные годы соотношение выпускавшихся в Советском Союзе легковых и грузовых автомобилей составляло 1 к 3. Государство стремилось к индустриализации страны и наращивало объемы перевозок народно-хозяйственных грузов. А обычный гражданин мог только мечтать о собственной машине. После войны производством легковушек, по сути, занимался только столичный МЗМА. Но и там в 1956 году на конвейер вместо Москвича-401 поставили более крупный и дорогой Москвич-402. А альтернативой для него выступал мотоцикл с коляской. Поэтому вопрос с созданием недорогой городской машины в те времена был довольно острым.

    И надо сказать, что работы в этом направлении начались. Сначала было создано несколько экспериментальных моделей. Одна из них – малолитражка ИМЗ-НАМИ-050 «Белка». Ее построили при активном участии заместителя главного конструктора Ирбитского мотоциклетного завода Федора Реппиха. Но этот автомобиль был признан рискованно оригинальным, да и денег на продолжение проекта не было. Но «Белка» все же сделала свое дело. Генплан СССР внес 4-местную машину сухой массой в 600 килограмм и мотором мощностью 20-25 лошадиных сил в перспективный типаж на семилетку (1959-1965 годы).

    Изначально разработка подобной модели была поручена заводу МЗМА. Предполагалось, что именно в столице будет освоен и выпуск автомобиля. И уже тогда все понимали, что классическая схема компоновки, когда мотор расположен в передней части, а ведущие колеса – задние, в этом случае не подойдет. Ведь в этом случае машина получится очень тяжелой, а карданная передача и задний мост «съедят» много полезного пространства. Также было решено отказаться от переднеприводной трансмиссии, хотя модели с такой системой становились все более популярными в Европе. Идея создать современное высокотехнологичное производство под народную малолитражку не могла явиться советским чиновникам даже в страшном сне. Оставался только заднемоторный вариант. И, естественно, без заимствования обойтись не получилось, так как серьезного опыта в создании серийных компактных машин не было.

    В качестве «точки отсчета» было решено взять «проверенную зарубежную конструкцию». Выбор пал на Fiat 600. Во многом на это повлиял тогдашний министр автомобильной промышленности Николай Сорокин. Данная модель появилась на рынке в 1956 году. И, к слову, весила она всего 560 килограмм. Говорят, что Сорокин окончательно утвердился в своем решении в марте 1957 года, когда принял участие в заседании английского Общества инженеров-механиков. Первый опытный образец получил название Москвич-444. Он был собран в октябре того же года. Руководил этим проектом Александр Андронов, главный конструктор МЗМА. И этот автомобиль был откровенным плагиатом. Всего было изготовлено 5 экземпляров Москвич-444. Но в середине 1958 года стало понятно, что в столице мощностей для выпуска новой малолитражки нет.

    В ноябре того же года было решено перенести производство автомобиля на Запорожский завод Коммунар. А двигатели для машины выпускать на Мелитопольском дизельном заводе. Первые экземпляры малолитражки должны были выехать из ворот предприятия в конце 1960 года. При этом одновременно на этом заводе должны были продолжать собирать сельскохозяйственную технику. Кстати, ходят слухи, что за перенос производства хлопотал сам Никита Сергеевич Хрущев. Возможно, повлияли уговоры Тимофея Егоровича Габелко, который возглавлял Коммунар с 1955 по 1961 годы. Главным конструктором в этом проекте был назначен Юрий Сорочкин, ранее трудившийся на ПАЗе. Помогал ему Григорий Вассерман, который ранее работал над созданием «Победы». В апреле на предприятие была передана документация на Москвич-444. Вместе с ней прибыли Fiat 500 и 600, VW Beetle, BMW Isetta и Citroen 2CV. Первый прототип ЗАЗ-965 был создан 18 июня 1959 года. Но он нуждался в доработке, так как ирбитский мотор, ставившийся на Москвич, машине не подходил. Вообще конструктивных проблем в автомобиле было много, а сроки поджимали.

    Малолитражку требовали показать к открытию пленума ЦК КПСС. Интересно, что больше всех тогда нахваливал автомобиль будущий генсек Брежнев. И слуги народа дали разрешение на запуск машины в серию. А несколько дней спустя ее одобрила и Государственная межведомственная комиссия. Что интересно, к тому моменту автомобиль даже еще не прошел госиспытания. В августе 5 экземпляров ЗАЗ прибыли в Москву для тестов в лабораториях НАМИ. Что интересно, в то время завод во всю готовили к производству автомобиля, который еще не был полностью готов и испытан. Поэтому финальная дата начала сборки постоянно переносилась. Вообще точно невозможно день рождения «Запорожца». В Сети гуляют разные числа и месяцы, например, 1 октября или 22 ноября 1960 года.

    К содержанию ↑

    Легенды, связанные с ЗАЗ-965А

    Многие современные автомобилисты считают ЗАЗ-965А откровенно примитивной машиной. Однако это не так. При создании данной модели конструкторы направили все усилия на ее компактность, но никак не экономию и упрощение. В те времена нерыночной экономики никто не пытался «наварить» побольше денег на потребителях. Поэтому в «Запорожце» нет ни одного откровенно бюджетного решения. Все узлы автомобиля были ремонтопригодны и рассчитаны на долгую эксплуатацию. Тот же мотор, который, как считалось, постоянно перегревался, проходил испытания на Севере, в Средней Азии, Крыму и Кавказе. Проблемой ЗАЗ-965А было то, что не все владельцы поддерживали его в надлежавшем состоянии. Предупредить перегрев ДВС могла его элементарная мойка.

    Между тем, «Запорожец» оказался настоящей кинозвездой. Одно из его появлений в кадре – кинолента «Три плюс два». На этом автомобиле ездили главные героини фильма, а мужчин между тем была солидная «Волга». К слову, ироничное, но доброе отношение к этой машине сформировал как раз этот фильм. После этого ЗАЗ «засветился» в боевике «Сыщик» 1979 года, мелодраме «Однажды двадцать лет спустя» 1980 года и комедии «Будьте моим мужем» 1981 года. Нельзя не упомянуть и одну из серий Бондины – «Золотой глаз», которая вышла на экраны в 1995 году.

    Еще один интересный факт, связанный с «Запорожцем»: знаменитый гонщик времен СССР, неоднократный чемпион Союза и призер международных соревнований Стасис Брундза начинал свою спортивную карьеру как раз на этом автомобиле. Даже у Дяди Федора из мультфильма про «Простоквашино» была эта машина. Правда, двери на ней открывались не в ту сторону. Отдельно расскажем про кличку «Горбатый». Ее автомобиль получил из-за необычной на тот момент формы кузова. Задняя часть ЗАЗа чем-то напоминала горб.

    К содержанию ↑

    Технические характеристики

    Изначально под капот автомобиля ставился двигатель МеМЗ-965 редкой конфигурации V4 с рабочим объемом 746 кубических см. Он обладал воздушным охлаждением и распредвалом в развале блока между головками цилиндров. Внутри распредвала ставился балансирный вал, снижавший продольную раскачку агрегата от несбалансированного коленвала схемы V4. Сам мотор располагался за задней осью и выдавал 23 лошадиные силы мощности. Частично в его конструкции использовался алюминиевый сплав, а картер изготавливался из магниевого сплава. Интересной особенностью «Запорожца» было консольное вывешивание двигателя за 3 точки на картере трансмиссии. Сам же ДВС никаких опор или точек крепления к корпусу не имел. В 1962 году вышла модель ЗАЗ-965А. Ей был положен тот же мотор, но с увеличенным до 887 кубических см рабочим объемом. Он генерировал уже 27 лошадиных сил. Позже мощность агрегата достигала отметки в 30 л.с.

    4-ступенчатая коробка передач, положенная машине, имела 2 вала и 3 хода. Одна передача была задней, 2-я и 3-я получили косозубые шестерни, которые были в постоянном сцеплении. 2,3 и 4 скорости имели синхронизаторы, необходимые для бесшумной работы. Так как быстрое и резкое переключение передач могло вывести систему из строя, конструкция рычага позволяла двигаться ему очень сглажено и без рывков. Муфты КПП перемещались с помощью трех штоков и вилок. Передняя подвеска автомобиля была позаимствована у VW Beetle. Она представляла собой 2 торсиона поперечного типа, к которым крепились 4 рычага. К последним дополнительно присоединялись кулаки ведущих колес с помощью узла. Задняя система представляла собой 2 диагональных рычага с полуосями, которые качались.

    Такая бюджетная и простая конструкция подвески делала «Запорожец» очень экономичным. Но скоростной машина не была. В дальнейшем конструкторы избавились от этой системы, заменив ее «косую рычажную» подвеску, полуоси которой имели свои шарниры. Длина автомобиля составляла 3330 мм, ширина – 1395 мм, а высота – 1450 мм. При этом машина могла похвастаться 175-миллиметровым дорожным просветом, что позволяло ей проезжать там, где иномарки «садились на брюхо». Максимально ЗАЗ-965А разгонялся до 100 км/ч. Еще одна интересная особенность модели – ее «обували» в 13-дюймовые колеса, тогда как все зарубежные аналоги использовали максимум 12-дюймовые.

    К содержанию ↑

    Производство

    22 ноября 1960 года была выпущена первая большая партия «Запорожцев». Во многих источниках говорится ноябре-декабре с конвейера сошло 1,5 тысячи машин. Однако на деле их было всего 537. Да и те не пошли в продажу. Их распределили по смежникам — фактически для продолжения испытаний и сбора информации. Поэтому объявленная цена в 18 тысяч рублей оказалась фикцией, никто за эти деньги машину купить не мог. В с 1 января 1961 года после хрущевской денежной реформы автомобиль стоил уже от 1800 рублей.

    Весь 1961 год продолжалась отработка массового производства автомобиля. Конвейер заработал только в следующем году. Лишь тогда объемы стали более-менее заметными. Сначала выпускалось по 20 000 автомобилей в год, потом по 30 000. Рекордным оказался 1968 год. Тогда предприятие собрало 67 000 ЗАЗов. Машина просуществовала до 1969 года. Всего за это время было произведено 316 713 автомобилей. Для сравнения, Fiat 600 за это же время выпустили в количестве 2,6 млн экземпляров.

    Что касается ЗАЗ-965А, то это была первая серьезная модернизация «Запорожца». Его выпустили через 2 года после начала выпуска автомобиля. В этом обновлении разработчики увеличили диаметр цилиндра на 6 мм, доведя рабочий объем двигателя до 887 кубических сантиметров. Мощность агрегата выросла с 23 до 27 лошадиных сил. Данный мотор получил обозначение МеМЗ-966. Кроме того, автомобиль слегка изменили внешне. В декабре 1965 года машину снова модернизировали. И снова основные доработки коснулись силового агрегата: его отдача выросла до 30 л.с. Модель поздних лет выпуска также можно отличить по новой передней панели и вертикальной эмблеме.

    К содержанию ↑

    Версии автомобиля

    За все время своего существования автомобиль получил несколько вариантов исполнения:

    • ЗАЗ-965/965А – стандартная модель;
    • ЗАЗ-965Э/965АЭ «Ялта» — версия для экспорта, которая отличалась улучшенной отделкой интерьера, боковыми наклонными молдингами, усиленной шумоизоляцией, а также наличием зеркала заднего вида с левой стороны и пепельницы. Кроме того, дилеры самостоятельно ставили на такие машины радиоприемник;
    • ЗАЗ-965Б/965АБ – автомобиль, предназначенный для инвалидов, у которых были повреждены ноги;
    • ЗАЗ-965Р/965АР – машина для инвалидов, имеющих одну здоровую ногу и одну здоровую руку;
    • ЗАЗ-965С/965АС – праворульный почтовый фургон для сбора писем. У машины были видоизменены воздухозаборники системы охлаждения, а задние боковые стекла заменены филёнками из металла.

    Кроме того, была еще одна модификация «Запорожца», которая не получила заводского индекса. Она представляла собой пикап и использовалась для внутризаводских нужд. Автомобиль изготавливали из бракованных корпусов серийных моделей.

    К содержанию ↑

    ЗАЗ-965А сейчас

    ЗАЗ-965А оставил большой след в истории отечественного автопрома. В Советские годы это был чуть ли не самый популярный автомобиль, который встречался во многих уголках нашей страны. Он был относительно недорогим, простым в эксплуатации и готовым к езде по любым дорогам. По сути, «Запорожец» можно назвать прообразом современных «бюджетников». Даже сегодня многие автомобилисты с теплотой вспоминают об этой машине. Для многих она вообще стала первым автомобилем, на котором оттачивались навыки вождения. Конечно, сегодня встретить ЗАЗ-965А на дорогах практически невозможно, но есть много энтузиастов, которые приобретают модель и модернизируют ее. Подобные истории очень часто встречаются в Сети. Представлен автомобиль и на вторичном рынке, где за экземпляры в идеальном состоянии простят миллионы рублей.

    К содержанию ↑

    Нет больше статей