ЗАЗ-966 — это один из самых популярных советских автомобилей. Он сочетал в себе доступную цену и высокую надежность. Производство автомобиля, прозванного в народе «Ушастым», велось на запорожском автозаводе «Коммунар». Несмотря на то, что ЗАЗ-966 выпускали всего шесть лет, он продавался сотнями тысяч единиц. То есть данная модель действительно пользовалась огромным спросом, несмотря на то что в 1960-х годах разрабатывались и собирались другие, более качественные и комфортные автомобили.

ЗАЗ-966

Особенности

ЗАЗ-966 считался простым по исполнению автомобилем, который можно было легко отремонтировать, не прибегая к услугам специалистов. Данная модель выпускалась в заднеприводном исполнении. Причем двигатель у нее располагалась там, где у большинства автомобилей — багажник. Грузовой отсек у ЗАЗ-966 перенесли вперед. «Ушастый» комплектовался 30-сильным двигателем, который выпускал тот же запорожский автозавод. То есть предприятие полностью отвечало за производство всех компонентов, необходимых для данного автомобиля. Несмотря на действительно доступную цену, ЗАЗ-966 превосходил по качеству исполнения некоторые более дорогие советские машины. В частности, у него был лучший кузов, который даже без антикоррозийной обработки начинал ржаветь только через 5-7 лет активной эксплуатации в городе. «Жигули» и «Москвичи» не могли похвастаться такой особенностью.

    Еще одна важная особенность ЗАЗ-966, которая выгодно выделяла его на фоне советских автомобилей, заключалась в высокой «живучести». Точнее, данный седан мог продолжать движение даже при серьезных поломках. То есть он останавливался лишь при выходе из строя двигателя, трансмиссии или подвески. Но ЗАЗ-966 нельзя назвать действительно удобным автомобилем. Каркас сидений для этой модели сварили из тонкостенных стальных трубок, которые постепенно изгибались назад. То есть форма передних кресел со временем изменялась. Поэтому водители часто подкладывали различные дощечки, чтобы устранить изгиб. У версий с 30-сильным мотором использовалась шестерня тросового привода спидометра, которая размещалась на круглом ведущем валу. В результате на приборной панели скорость не всегда верно отображалась. 40-сильная версия ЗАЗ-966 была лишена такого недостатка.

    Также часто возникали проблемы с двигателем на 30 л.с. У него была плохая система охлаждения. Она засасывала горячий воздух, прогоняя его через раскаленные цилиндры и сбрасывая снизу. Из-за этого двигатель разогревался еще сильнее. В 40-сильной версии инженерам удалось устранить данный недостаток, внедрив вентилятор, который нагнетал холодный, а не горячий воздух. ЗАЗ-966 выпускался в двухдверном исполнении. Но несмотря на это, а также компактные габариты, попасть на задний диван не составляло труда. Дело в том, что передние двери у ЗАЗ-966 открывались под углом 70 градусов, а спинки сидений практически полностью опускались.

    К содержанию ↑

    История создания

    В 1960 году на советский рынок вышел ЗАЗ-965. Но практически сразу после этого в автомобиле выявили множество недостатков:

    • низкий уровень комфорта;
    • двигатель очень быстро перегревался в жару;
    • компактный багажник и другие.

    Эти конструктивные недостатки невозможно было устранить без кардинальной переделки автомобиля. Поэтому в 1961 году запорожский автозавод приступил к разработке новой машины. Именно она позднее превратилась в ЗАЗ-966. Первый прототип этой модели был готов осенью того же года. Однако практически сразу возникли проблемы. Дело в том, что у сотрудников запорожского автозавода был небольшой практический опыт в разработке автомобилей. Поэтому к созданию будущего ЗАЗ-966 были привлечены инженеры НАМИ и МЗМА. То есть в разработке этого автомобиля принимали участие специалисты из разных частей СССР.

    Важно отметить, что в 1960-е годы советская автопромышленность развивалась сравнительно малыми темпами. Тенденция изменилась ближе к 1970-м, когда запустили в производство новые «Жигули» и «Москвичи». Первые прототипы ЗАЗ-966 отличались от будущего серийного автомобиля. Конструкторы понимали, что эта машина просуществует долго. Поэтому они решили глубоко переработать ЗАЗ-965, отказавшись от многих неудачных конструктивных решений. Например, конструкторы изменили заднюю подвеску, что позволило убрать «криволапость» колес, характерную для данной модели. Но, видимо, руководство советского автопрома ускоряло развитие этого проекта. Поэтому в 1966 году на рынок поступил ЗАЗ-966 с переработанной основой, но кузовом, позаимствованным у предыдущей модели. Но это был временный вариант, на что указывал индекс автомобиля. Он выпускался как ЗАЗ-966В. Данный вариант «Запорожца» комплектовался упомянутым выше 30-сильным двигателем, имевшим немало конструктивных недостатков.

    Позднее инженеры выпустили новый агрегат, который разрабатывался специально под ЗАЗ-966. Но его производство стартовало только в 1988 году. Несмотря на сказанное, запорожский автозавод продолжил выпускать данную модель с 30-сильным двигателем. Однако он устанавливался только на специальные модификации «Запорожца», которые собирались преимущественно ограниченным тиражом. Позднее двигатель модифицировали. Его, например, дополнили более эффективной системой охлаждения. Примечательно то, что, несмотря на высокую популярность ЗАЗ-966, запорожский автозавод не смог выйти на проектную мощность производства. Изначально планировалось, что предприятие ежегодно будет выпускать до 150 тысяч экземпляров данной модели. Но в 1973 году, когда уже вышла более совершенная версия «Запорожца», автозавод смог собрать только 100 тысяч автомобилей. Отчасти это связано с тем, что в тот период в СССР разрабатывались новые проекты. Например, тогда в строй активно вводился Волжский автозавод, поэтому руководство советского автопрома уделяло меньше внимания запорожскому предприятию.

    К содержанию ↑

    Легенды, связанные с ЗАЗ-966

    В основном все легенды были связаны с тем, что «Запорожец» был скопирован с иностранных аналогов. Причем прототипы были разными. Считалось, что первые прототипы ЗАЗ-966 скопировали с немецкой малолитражной машины NSU Prinz IV. Эта легенда появилась из-за того, что оба автомобиля действительно имели немало общего в дизайне. Но в действительности в 1960-е годы выпускали немало машин, выполненных в сходной стилистике. Причина кроется в том, что в то время на мировом рынке был представлен Chevrolet Corvair. Этот малолитражный автомобиль фактически выступил как пример для подражания для большинства производителей, которые выпускали подобные машины. Иначе говоря, Corvair задал направление в развитие дизайна автотранспорта. Поэтому неудивительно, что, например, Fiat 1300 и 1500 походили на американскую модель. К слову, в СССР ЗАЗ-966 часто сравнивали и с итальянским седаном.

    Данная легенда появилась еще и потому, что, согласно ходившим в то время слухам, несколько экземпляров Corvair приобрел НАМИ, который в дальнейшем отправил их на запорожский автозавод для изучения конструктивных особенностей. Вместе с тем, у ЗАЗ-966 было несколько отличительных особенностей, которые выделяли его на фоне зарубежных аналогов. Это знаменитые «уши», которые появились на боковых частях кузова. Задние фонари у советской модели были выдержаны в стилистике оптики, которая устанавливалась на Ford Falcon. При этом некоторые конструктивные решения, реализованные в этом «Запорожце», были уникальными для подобных автомобилей 1960-х годов.

    Но только этим легенды о советской модели не ограничивались. Долгое время считалось, что ЗАЗ-966 выпускали до 1980-х годов, хотя фактически его производство завершили в 1972 году. Этот миф появился из-за того, что новый ЗАЗ-968 визуально был сильно похожим на своего предшественника. В частности, оба автомобиля были «ушастыми». Интересно то, что, несмотря на значительные улучшения, ЗАЗ-966 все же разочаровал многих советских водителей. Это объяснялось многими причинами. Например, даже после проведенной модернизации двигатель постоянно перегревался. А встроенная печка работала плохо в холодное время года. Также владельцам приходилось постоянно корректировать угол постановки колес.

    К содержанию ↑

    Технические характеристики

    ЗАЗ-966 сочетал в себе как классические, так и уникальные конструктивные решения. К первым относится передняя независимая подвеска в виде параллелограмма. Она дополнялась сдвоенными продольными рычагами и поперечными торсионами, которые выступали в виде основного упора. Последние были встроены в трубы, изготовленные из стали. Они посредством штампованных кронштейнов объединялись в конструкцию, в состав которой также вошли вся передняя подвеска и некоторые детали рулевого механизма

    Отличительной особенность ЗАЗ-966 стали металлокерамические подшипники скольжения. Они входили в состав элементов, к которым крепились рычаги подвески. Это решение повысило общую прочность конструкции. Трубы торсионов заполнялись смазкой, которая не протекала благодаря нескольким резиновым уплотнителям и пыльникам. Кроме того, спереди размещались пружины, которые брали на себя порядка 25% нагрузки, приходившейся на автомобиль. Они были объединены с амортизаторами. Сходное решение в то время применялось при производстве мотоциклов. Эти, а также ряд других конструктивных решений, позволили увеличить межсервисный интервал.

    Задняя подвеска, в свою очередь, имела во многом уникальную компоновку. Ее разрабатывали специально под ЗАЗ-966. Она состояла из h-образных продольных рычагов с поперечной осью качания. Это решение помогло устранить «косолапость» задних колес, которой характеризовался ЗАЗ-965. Их приводы также стали мощнее. Сзади инженеры разместили цилиндрические пружины, которые тоже были объединены с амортизаторами. Такая конфигурация подвески постепенно набирала популярность в автомобилях 1960-х годов. Более того, ее применяла компания BMW в моделях, появившихся примерно через 20 лет. Но «Запорожец» стал одной из первых машин, в которых была реализована данная схема.

    Двигатель для ЗАЗ-966 представлял собой улучшенную версию 30-сильного мотора, который устанавливался на предшественника. В ходе модернизации его объем довели почти до 1,2 литра за счет увеличения диаметра цилиндров и хода поршня. Это привело к тому, что мотор стал тяжелее. Однако благодаря такому решению улучшились тяговые характеристики агрегата. Его максимальная отдача достигала 41 л.с. При разработке прототип ЗАЗ-966 был отправлен в аэродинамическую трубу. Именно после этого автомобиль приобрел знаменитые «уши», которые улучшили охлаждение моторного отсека. 4-ступенчатую коробку передач тоже разрабатывали специально под ЗАЗ-966. Она отличалась наличием полностью синхронизированного ряда передач переднего хода. Это упростило управление автомобилем. Но в серийное производство поступали 2 разные модификации ЗАЗ-966, которые отличались компоновкой КПП. В отдельных экземплярах рычаг коробки был отзеркален. То есть нечетные передачи включались движением назад, а не вперед.

    Несмотря на сказанное, данная КПП в целом получилась удачной. Она выделялась высокой надежностью. Поэтому ее нередко использовали с более мощными моторами, чем те, что устанавливались на «Запорожце». Поэтому, например, ее переносили на другие автомобили: «Жигули», «Москвичи» и «Волги». Но некоторые детали передней подвески оказались менее надежными. Это касается пыльников внутренних шарниров. Но данный недостаток проявлялся в основном у автомобилей, которые эксплуатировались преимущественно на бездорожье. Длина ЗАЗ-966 составляла 3730 мм, ширина — 1535 мм, высота — 1370 мм. Размер колесной базы достигал 2160 мм, дорожного просвета — 190 мм. Автомобиль не был быстрым. Но еще в советское время были проведены испытания, которые показали, что данная модель могла разгоняться до 120 км/ч.

    К содержанию ↑

    Производство

    Точных данных объемов производства именно модели ЗАЗ-966 найти сложно, так как информация на этот счет недостоверная. Но известно, сколько запорожский автозавод выпустил экземпляров второго поколения «Запорожцев». К ним относятся модели ЗАЗ-966 и ЗАЗ-968. Предприятие выпустило более 3,1 миллиона автомобилей. Но большая часть из этого количества пришлась на ЗАЗ-968. Производство предыдущей версии данной модели велось до 1972 года. Автомобиль выпускался только для советского рынка.

    К содержанию ↑

    Версии автомобиля

    Возможно, из-за того, что ЗАЗ-966 изначально создавался как дешевый автомобиль, количество специальных модификаций этой модели было минимальным. Наиболее распространенной была версия, созданная для инвалидов. Этот вариант автомобиля «пережил» свой прототип. «Запорожец» для инвалидов выпускался до 1980-х годов. Причем долгое время автомобиль оснащался устаревшим 30-сильным мотором. Также была специальная модификация «Целина». Она представляла собой легкий грузопассажирский автомобиль с фургоном сзади, грузоподъемность которого достигала 300 килограммов. Объемы производства этой модели неизвестны.

    К содержанию ↑

    ЗАЗ-966 сейчас

    Нельзя сказать, что «Запорожец» внес существенный вклад в развитие советского или российского автопрома. Это во многом неудачный автомобиль, который не отличался высокой надежностью и не обеспечивал комфортное передвижение. Однако он пользовался огромным спросом во многом благодаря своей доступной цене. Модифицированная версия ЗАЗ-966 с 40-сильным мотором стоила около трех тысяч рублей. Для сравнения: «Москвич-2141» оценивался примерно в 3 раза дороже.

    ЗАЗ-966 пробыл на производстве всего 6 лет. Однако на базе этого автомобиля был создан более популярный ЗАЗ-968, который во многом походил на своего предшественника. Как было отмечено выше, многие водители считали, что эти машины являются одинаковыми. То есть ЗАЗ-966 можно назвать одним из самых востребованных автомобилей среди тех, что когда-либо поставлялись на советский и российский рынки. Простота конструкции и надежность КПП создали условия для кустарной переделки машины. ЗАЗ-966 и его «потомка» сегодня нередко покупают для тюнинга. На российских дорогах периодически появляются оригинальные модификации советской модели (фото: ЗАЗ).

    К содержанию ↑

    Нет больше статей