Завод имени Лихачева выпускал много интересных моделей, часть которых до сих пор ездит по российским дорогам, несмотря на то, что предприятия давно нет. Но лучшим его продуктом является грузовик ЗИЛ-131. Подобных автомобилей, в принципе, нет во всем мире. ЗИЛ-131 — это универсальный грузовик. Раньше на его базе выпускали бортовые машины, транспорт с цельнометаллическим кузовом и множество других модификаций, в том числе и специального назначения. А сейчас на основе ЗИЛ-131 создают дома на колесах.

Универсальность

Появившись в 1966 году, ЗИЛ-131 сразу встал на службу в армии. Грузовик использовался как для перевозки людей, так и в качестве тягача. Автомобиль выделялся тем, что способен был проехать практически везде, в том числе и по болоту. При этом он отличался неприхотливостью и высокой надежностью: поломки случались крайне редко, а устранить неполадки удавалось практически в поле, без применения специализированного оборудования.

    Такие характеристики заставили конструкторов ЗИЛ создать гражданский аналог военного грузовика. Так появился в 1968 году седельный тягач ЗИЛ-131А, который визуально практически ничем не отличался от своего прототипа. Данная модель способна была брать на буксир прицеп массой до 12 тонн.

    Примерно в то же время советские конструкторы создали уникальный вариант грузовика. Модель, получившая индекс ЗИЛ-137, оснащалась гидравлическим насосом с приводом от коробки отбора мощности, который подавал масло к гидромотору полуприцепа. Такая модификация грузовика в основном использовалась для транспортировки крупных ракет, так как выделялась своей высокой грузоподъемностью и мобильностью, несмотря на крупные размеры.

    Конструкция и моторы

    В связи с тем что ЗИЛ-131 выпускался на протяжении 20 лет, за это время он пережил несколько модернизаций. Но конструкция автомобиля практически не менялась. Его основу составляла платформа с колесной формулой 6х6. Грузовик комплектовался 6-литровым «атмосферным» двигателем, который выдавал до 150 л.с. мощности и 402 Н*м крутящего момента. Сочетался такой агрегат с 5-ступенчатой механической КПП.

    Диск сцепления у советской модели дополнялся демпферными пружинами, которые смягчали переход ступеней у коробки передач. Задние мосты у грузовика были постоянно подключены, а передний блокировался посредством электропневматического привода. Спереди у ЗИЛ-131 размещалась зависимая подвеска на двух рессорах со скользящими задними концами. Также она дополнялась амортизаторами. Сзади располагалась балансирная подвеска на двух рессорах с шестью штангами. За торможение у ЗИЛ-131 отвечали барабанные механизмы и пневматическо-механические приводы.

    Множество модификаций

    ЗИЛ-131, вероятно, самый модифицированный автомобиль советской промышленности. Только седельных тягачей на базе этой модели было создан более пяти, один из которых комплектовался турбодизельным мотором. Выпускались версии с «голым» шасси для самосвалов.

    Но больше всего модификаций создавалось для армии. Военные грузовики ЗИ-131 выпускались в следующих исполнениях:

    • для перевозки 18-24 человек;
    • для установки армейских надстроек;
    • для буксировки прицепов и артиллерийского оружия;
    • для перевозки противокорабельных ракет и другие.

    Немало модификаций создавалось для армейских подразделений связи. Грузовик выпускался в виде радиорелейной станции, диспетчерского радиолокатора, радиолокационной станции и так далее.

    Завершение истории

    ЗИЛ-131 в разных модификациях выпускали до 2002 года. Но за 7 лет до этого массовое производство грузовика свернули из-за выхода более перспективной и современной модели ЗИЛ-433420.

    Запись перемещена в архив
    Нет больше статей