×

Самый редкий дом на колесах с 6х6, 6 л под капотом и турбодизелем. И он российский: ЗИЛ-131

Завод имени Лихачева выпускал много интересных моделей, часть которых до сих пор ездит по российским дорогам, несмотря на то, что предприятия давно нет. Но лучшим его продуктом является грузовик ЗИЛ-131. Подобных автомобилей, в принципе, нет во всем мире. ЗИЛ-131 — это универсальный грузовик. Раньше на его базе выпускали бортовые машины, транспорт с цельнометаллическим кузовом и множество других модификаций, в том числе и специального назначения. А сейчас на основе ЗИЛ-131 создают дома на колесах.

Универсальность

Появившись в 1966 году, ЗИЛ-131 сразу встал на службу в армии. Грузовик использовался как для перевозки людей, так и в качестве тягача. Автомобиль выделялся тем, что способен был проехать практически везде, в том числе и по болоту. При этом он отличался неприхотливостью и высокой надежностью: поломки случались крайне редко, а устранить неполадки удавалось практически в поле, без применения специализированного оборудования.

Такие характеристики заставили конструкторов ЗИЛ создать гражданский аналог военного грузовика. Так появился в 1968 году седельный тягач ЗИЛ-131А, который визуально практически ничем не отличался от своего прототипа. Данная модель способна была брать на буксир прицеп массой до 12 тонн.

Примерно в то же время советские конструкторы создали уникальный вариант грузовика. Модель, получившая индекс ЗИЛ-137, оснащалась гидравлическим насосом с приводом от коробки отбора мощности, который подавал масло к гидромотору полуприцепа. Такая модификация грузовика в основном использовалась для транспортировки крупных ракет, так как выделялась своей высокой грузоподъемностью и мобильностью, несмотря на крупные размеры.

Конструкция и моторы

В связи с тем что ЗИЛ-131 выпускался на протяжении 20 лет, за это время он пережил несколько модернизаций. Но конструкция автомобиля практически не менялась. Его основу составляла платформа с колесной формулой 6х6. Грузовик комплектовался 6-литровым «атмосферным» двигателем, который выдавал до 150 л.с. мощности и 402 Н*м крутящего момента. Сочетался такой агрегат с 5-ступенчатой механической КПП.

Диск сцепления у советской модели дополнялся демпферными пружинами, которые смягчали переход ступеней у коробки передач. Задние мосты у грузовика были постоянно подключены, а передний блокировался посредством электропневматического привода. Спереди у ЗИЛ-131 размещалась зависимая подвеска на двух рессорах со скользящими задними концами. Также она дополнялась амортизаторами. Сзади располагалась балансирная подвеска на двух рессорах с шестью штангами. За торможение у ЗИЛ-131 отвечали барабанные механизмы и пневматическо-механические приводы.

Множество модификаций

ЗИЛ-131, вероятно, самый модифицированный автомобиль советской промышленности. Только седельных тягачей на базе этой модели было создан более пяти, один из которых комплектовался турбодизельным мотором. Выпускались версии с «голым» шасси для самосвалов.

Но больше всего модификаций создавалось для армии. Военные грузовики ЗИ-131 выпускались в следующих исполнениях:

  • для перевозки 18-24 человек;
  • для установки армейских надстроек;
  • для буксировки прицепов и артиллерийского оружия;
  • для перевозки противокорабельных ракет и другие.

Немало модификаций создавалось для армейских подразделений связи. Грузовик выпускался в виде радиорелейной станции, диспетчерского радиолокатора, радиолокационной станции и так далее.

Завершение истории

ЗИЛ-131 в разных модификациях выпускали до 2002 года. Но за 7 лет до этого массовое производство грузовика свернули из-за выхода более перспективной и современной модели ЗИЛ-433420. Автор: Федор Аверьев

Запись перемещена в архив
Нет больше статей