Московский Завод Имени Лихачева – а именно так расшифровывается аббревиатура автомарки – был создан более 100 лет назад. Официальной датой рождения предприятия считается 2 августа 1916 года. Именно в этот день в Москве прошла закладка первых камней в основание промышленного предприятия. Основной деятельностью было выбрано автопроизводство.

Завод первоначально назывался АМО. В планах основателей был выпуск полуторатонных грузовиков. Лицензию купили у FIAT. За 7 месяцев, то есть до марта 1917 года, собирались выпустить 150 машин. Первым директором автозавода стал Дмитрий Бондарев, пришедший из «Руссо-Балта».

    Завод параллельно строился и собирал машины. Дело двигалось со скрипом, что было вполне объяснимо трудностями военного времени Первой мировой и устроенным коммунистами революционным беспорядком. Но часть комплектов для сборки была закуплена и деловые люди выполняли задуманное, несмотря на обстоятельства. В 1917 сделали 432 машины, годом позже – 779. Производство резко рухнуло в 1919 году, всего 108. Последняя низкая цифра объясняется тем, что завод у собственников отобрали и национализировали.

    Спустя три-четыре года завод решили возродить и включили в Госплан. Заказы на производство грузовых машин пришли в 1924 году.

    Первая советская полуторка вышла из стен завода 1 ноября 1924 года и получила название АМО-Ф-15. Спустя год предприятие переименовали в 1-й Государственный автозавод. А в 1927 году директором автозавода стал Иван Лихачев, чьим именем впоследствии и назвали предприятие. Именно при Лихачеве завод стал лидером автопромышленности Советской республики.

    Иван Алексеевич Лихачев был руководителем с 1926 по 1950 годы с годичным перерывом в 1939-м. Именно под его надзором завод превратился в крупнейшее предприятие страны, на котором выпускали до 150 тысяч грузовиков в год. Конечно, Лихачев всячески старался развивать предприятие, перенимал опыт зарубежных производителей (например, ездил в Германию и в США к Генри Форду).

    Именно Лихачев не побоялся в 1935 году вернуть в конструкторское бюро первого директора завода Бондарева, однако спустя пару лет того расстреляли за белогвардейское прошлое. В 1939-40 годах и сам Лихачев прошел по краю репрессий. Сначала его назначили наркомом автопромышленности Союза, но затем сняли с должности. Лихачеву удалось вернуться в прежнее кресло директора завода – накануне войны стране нужны были машины. Иван Алексеевич оставался директором до 1950 года, после чего был назначен министром автотранспорта и дорог СССР. После смерти Лихачева в 1956 году его имя присвоили заводу, которым он руководил долгие годы.

    Меж тем автозавод уже с 1 октября 1931 года носил имя Сталина. Машины были соответственно переименованы в ЗИСы.

    В 1933 году грузовик АМО-3 подвергся модернизации, вследствие чего его грузоподъёмность достигла трех тонн. А год спустя на заводе стали выпускать ЗИС-5 и ЗИС-6. «Пятерка» на последующие 15 лет стала олицетворением советского грузовика, на ее базе затем выпустили почти два десятка различных машин.

    Осенью 1936 года на ЗИСе стали собирать легковые машины. Первым стал легендарный ЗИС-101. Семиместный авто скопировали с американского Buick. Также до войны выпускали несколько гусенично-колесных грузовиков и небольших автобусов на базе ЗИС-5.

    В военные годы завод пришлось эвакуировать – немецкие войска подошли вплотную к Москве, и некоторое время завод стоял заминированным, чтобы не допустить переход к врагу в случае захвата столицы. Тем временем люди и станки были вывезены в Ульяновск, а также в уральские города Челябинск, Миасс и Шадринск. Естественно, что завод работал на оборону. Уже с июня 1942 года начали выпускать грузовики и санитарные автобусы.

    Всего для нужд фронта было изготовлено 100 тысяч машин. Кстати, в том же 42-м году из Кремля пришел заказ на новый лимузин для членов правительства. Им впоследствии стал ЗИС-110, перелицованный с Packard.

    В послевоенные годы завод восстанавливали, модернизировали производство. Обновляли выпускаемые модели, в том числе автобусы, брались за холодильники и велосипеды, создавали новую военную технику повышенной проходимости.

    В 1956 году на волне оттепели и после смерти Лихачева завод переименовывают в ЗИЛ, убирая литеру, относившуюся к Сталину. Тогда же случилось еще одно знаменательное событие – были собраны первые опытные грузовики с индексами 130 и 131.

    В 1958 году на смену ЗИС-110 пришел новый «членовоз» ЗИЛ-111. Дизайн автомобиля создавал отец легендарной «Чайки» Лев Еремеев, который позже немного изменит дизайн на Горьковском автозаводе.

    В 1964 году плодом перестройки производства стал массовый выпуск грузовика ЗИЛ-130. Культовая машина еще 6 лет претерпевала различные изменения в своей конструкции и постепенно прирастала экспортными вариантами, северными и южными версиями. Всего за 10 лет заводу удалось выпустить миллион машин ЗИЛ-130 различных модификаций.

    ЗИЛ-130 является одним из самых популярных советских грузовиков. За 30 лет, до 1994 года, их выпустили 3,38 млн штук. Затем модель перебралась на Уральский автомоторный завод (УАМЗ). И после 2004 года обрела новую индексацию АМУР-53131.

    В грузовике впервые для советского автопрома стояли: гидроусилитель руля, улучшенная конструкция шарниров передачи карданного вала, кабина с тремя сиденьями, обмыв ветрового стекла, предпусковой подогреватель двигателя и прочее. Под капот ставили V-образные «восьмерки» от лимузина ЗИЛ-111, который был адаптирован под бензин А-72.

    В 1967 году на базе «сто тридцадтого» начали собирать усовершенствованный ЗИЛ-131 и его различные модификации.

    В конце семидесятых конструкторы ЗИЛа приняли самое активное участие в создании и наладке производственных линий нового автомобильного производства в Набережных Челнах, ставшее местом рождения советских КамАЗов.

    Перестройка и развал Советского Союза привнесли изменения и на завод. Большие машины ушли в прошлое или стали выпускаться на других мощностях. Московскому производству пришлось переориентироваться на актуальные нужды коммерсантов. Так в 1992 году появился небольшой трехтонный грузовичок ЗИЛ-5301. Он обладал полукапотной кабиной. Грузовик, на базе которого вв дальнейшем строили фургоны и микроавтобусы, получил название «Бычок» — его придумал бывший мэр Москвы Юрий Лужков.

    К концу прошлого века объемы выпускаемой продукции снизились в разы, производственные мощности были загружены всего на 10%.

    В конце века подсчитали промежуточные итоги. Выяснилось, что на заводе ЗИЛ в период с 1924 по 2000 годы выпустили 7 769 902 грузовика, 38 988 автобусов и 11 515 легковых автомобилей по правительственному заказу.

    В дальнейшем, с 2010 по 2013 годы завод чуть было не стал банкротом и мог прекратить свое существование. Так, на протяжении полугода производственные мощности были совсем остановлены. Но затем власти Москвы приняли ряд мер, которые спасли легенду советского автопрома от полного исчезновения.

    Нет больше статей