Одним из самых легендарных автомобилей советского периода был грузовик ЗИЛ-130. Однако ЗИЛ-131 — это совершенно другая модель. Сходство в названии породило слухи, что вторая машина построена на шасси первой. Но ЗИЛ-131 — это армейский грузовик, который разрабатывался специально под военные нужды. К слову, из-за этого данную модель нередко путали с УРАЛ-375. Автомобиль начали выпускать еще в 1966 году. Практически до середины 1990-х годов его не модернизировали. Но за это время было выпущено большое количество модификаций.

ЗИЛ-131

Особенности

ЗИЛ-131 — это трехосный автомобиль с приводом 6х6. Благодаря такой компоновке грузовик способен был проходить практически везде, в том числе при полной загрузке заднего отсека. После запуска серийного производства его сразу начали отправлять на нужды советского хозяйства. Однако данную модель использовали преимущественно на службе в армии. Благодаря относительно простой компоновке, хорошей проходимости и прочной основы на базе ЗИЛ-131 было создано огромное количество автомобилей, в том числе и машины для средств радиоэлектронной борьбы. В сравнении с предшествующими грузовиками в конструкции данной модели металл использовался более рационально. Это позволило улучшить соотношение массы и грузоподъемности. То есть автомобиль, отличавшийся большим весом, мог брать на борт много груза.

    Грузовик большую часть времени оснащался 150-сильным 6-литровым мотором ЗИЛ. Но в 1990-х и 2000-х годах производство автомобиля практически остановилось. В результате были освоены новые модификации грузовика с разными типами моторов. В частности, на Уральском заводе начали устанавливать дизельные двигатели. То есть ЗИЛ-131 отличался универсальной конструкцией, которая позволяла за сравнительно короткий срок заменить техническую часть. Данный грузовик не уступал своим зарубежным аналогам, а в некоторых аспектах — превосходил их. Так, например, ряд иностранных моделей способны были преодолевать брод большей глубины. Но они делали это с использованием специализированных приспособлений, когда как ЗИЛ-131 справлялся без них. Советская модель комплектовалась гидроусилителем руля, системой регулировки давления в колесах и панорамным стеклом в кабине. У иностранных аналогов такого не было.

    ЗИЛ-131 отличался высокой топливной экономичностью (по крайней мере в сравнении с грузовиками сходных размеров и веса), устойчивостью, маневренностью и простым управлением. Благодаря системе контроля давления в колесах автомобиль мог преодолевать даже тяжелые участки, в том числе размокшие «грунтовки», заболоченную местность и заснеженные территории. Она же позволяла уверенно двигаться по пескам. В каждом из перечисленных случаев достигалось надежное сцепление колес с поверхностью. Грузовик без прицепа способен был двигаться под уклоном в 30 градусов. Он выделялся отличной обзорностью из кабины. Такие особенности отчасти объясняют, почему автомобиль выпускали на протяжении практически 30 лет, не внося в него существенных изменений. Внутри кабины этой модели была улучшена посадка водителя относительно других подобных грузовиков советской эпохи. Фактически интерьер был спроектирован так, чтобы обеспечить максимально удобное положение автомобилиста.

    Важной особенностью ЗИЛ-131 стало увеличение межсервисного интервала. Причем это касалось даже тех деталей, которым требовалась периодическая смазка. Конструкция грузовика была немного упрощена в сравнении с предшествующими моделями или аналогами. Это сделали для того, чтобы облегчить проведение ремонтных работ. Например, картеры редукторов двух задних мостов дополнялись специальными болтами-съемниками. Кроме того, есть еще одна особенность данного грузовика: некоторые элементы конструкции были унифицированы с ЗИЛ-130 (точнее, позаимствованы у него). К ним относятся коробка передач, система охлаждения мотора, сам двигатель, глушитель выхлопа, карбюратор и другое. Однако в действительности оба автомобиля существенно различаются между собой. Но такая унификация, в свою очередь, упрощала проведение ремонтных работ, в том числе в полевых условиях.

    Прорывной считалась также технология подключаемого переднего моста. Ни у одного грузовика начала 1960-х годов такого не было. На большинстве выпущенных экземплярах предусматривалась возможность блокировки второй и четвертой передач. Это облегчало спуск с крутого холма и езду по особо сложной местности. Благодаря блокировке исключалось произвольное переключение передач. Автомобиль комплектовался резервной аварийной системой зажигания. Для этого в конструкции был предусмотрен второй тумблер, который разрешалось использовать только в крайнем случае. Дело в том, что он давал постоянно искру, из-за чего двигатель работал неравномерно.

    К содержанию ↑

    История создания

    Первые прототипы модели, которая в дальнейшем была выпущена как ЗИЛ-131, появились еще в 1956 году. Однако те автомобили так и не поступили в серийное производство. Завод имени Лихачева потратил почти 10 лет на то, чтобы довести до совершенства будущий грузовик. Основной проблемой того времени стал мотор: инженеры не могли подобрать оптимальный силовой агрегат. Поэтому первые прототипы оснащались четырьмя разными двигателями. Так, на испытания выводили грузовики с моторами на 125 и 148 л.с. В итоге было принято решение остановить выбор на последнем агрегате V8, мощность которого довели до 150 л.с. К слову, примерно те же проблемы возникали при разработке ЗИЛ-130. Именно от него позаимствовали мотор для армейского грузовика.

    Серийный ЗИЛ-131 был представлен в 1966 году. Именно с этого времени отсчитывается история грузовика. Но массовое производство было запущено годом позже. Уже первые экземпляры автомобиля немного отличались между собой по конструкции. Так, в одной из модификаций была предусмотрена лебедка, способная вытягивать груз весом до пяти тонн. С 1966 года автомобиль постоянно модернизировался. Конструкторы вносили разные изменения в компоновку и техническую часть ЗИЛ-131. При этом внешне автомобиль оставался, по сути, прежним. Все семейство ЗИЛ-131 в 1974 году было удостоено государственным Знаком качества. В 1970-х годов конструкторы решились на достаточно глубокую модернизацию автомобиля. Результатом их работ стал прототип ЗИЛ-131М с 170-сильным многотопливным мотором, удлиненным капотом и кабиной, представленной в нескольких вариантах исполнениях. Но данная версия оказалась неудачной. Причем она была единственной модификацией грузовика, которую так и не запустили в серийное производство.

    Наиболее удачный вариант автомобиля появился в 1986 году. Тогда конструкторы выпустили модель ЗИЛ-131Н с полезной нагрузкой 3,75 тонны. Она получила улучшенный двигатель той же мощности, передние фары с подфарниками, которые объединили в один блок, и тент от автомобилей КамАЗ. Именно этот вариант ЗИЛа пользовался повышенным спросом как в советской, так и в ряде зарубежных армий. Официально производство данной модели на заводе имени Лихачева остановили в 1994 года. Но ее продолжали выпускать на других предприятиях. В то же году сборку перенесли под Екатеринбург. Немногим позднее автомобиль начали комплектовать новым двигателем. История данной модели была завершена только в 2002 году. Но на Кубе, в Молдавии и некоторых других странах ЗИЛ-131 продолжали использовать. Грузовик постоянно модернизировали, используя разные типы двигателей, включая те, что выпускал Минский завод.

    К содержанию ↑

    Легенды, связанные с ЗИЛ-131

    Несмотря на то, что данная модель в определенном смысле является легендарной, мифов о ней было мало. Так, например, в СССР группа военных ехала на ЗИЛ-131, а за ними следовал автобус с иностранными туристами. Последние начали смяться над тем, что грузовик так медленно едет. Затем их веселье усилилось, так как из ЗИЛ-131 посыпались детали. Переводчик через громкоговоритель попросил военных остановиться и устранить поломку. Однако те не послушали его. Наоборот, они начали набирать скорость. То есть ЗИЛ-131 стал двигаться быстрее, несмотря на выпавшие детали. Часто мифы о данной модели появлялись в странах социалистического блока, в которые ее поставляли. Например, болгары заявляли, что этот грузовик подобен таракану: он выживает в любых условиях. Поэтому, к слову, неудивительно, что ЗИЛ-131 до сих пор используют в некоторых странах, которые ранее входили в социалистический блок.

    К содержанию ↑

    Технические характеристики

    Важно отметить, что ЗИЛ-131 выпускался в различных модификациях, часть которых довольно сильно отличалась от прототипа. Но они были похожи между собой в части конструктивных особенностей и технических характеристик. Длина стандартного ЗИЛ-131 составляла 7040 мм, ширина — 2500 мм, высота — 2510 мм (по тенту — 2970 мм). Размер колесной базы достигал 3350 мм, дорожного просвета — 330 мм (по передним мостом) и 355 мм (под задним). Колея у советской модели составляла 1820 мм. Это была отличительной особенностью именно ЗИЛ-131 в сравнении с его предшественником. Разработчики данного грузовика уменьшили и уровняли колею передних и задних колес, что повысило устойчивость и проходимость.

    Грузоподъемность машины составляла 5 тонн (на грунтовой дороге — 3,5 тонны). Автомобиль с момента выхода комплектовался 4-тактным 8-цилиндровым V-образным двигателем карбюраторного типа объемом 6 литров. Максимальная отдача такого агрегата составляла 150 л.с., крутящий момент — 410 Н*м. Он дополнялся жидкостным охлаждением. Из-за того, что средний расход топлива превышал 30 литров, автомобиль оснащался двумя 170-литровыми баками. В 1986 году появился модернизированный вариант 6-литрового мотора, у которого изменили головки блока цилиндров. Внесенные улучшения сделали силовой агрегат более экономичным. В новейшей истории ЗИЛ приобрел турбодизельный двигатель на 4,75 литра. Его максимальная отдача не превышала 81 л.с. Зато средний расход топлива составлял 18 литров. Также грузовик некоторое время оснащали 11,15-литровым дизельным мотором ЗМЗ с отдачей в 180 л.с. и еще одним двигателем на 6,28 литра, выдающим до 132 л.с. Но ЗИЛ-131 с такими агрегатами выпустили в небольшом количестве.

    Грузовик имел рамную штампованную конструкцию с лонжеронами швеллерного сечения. Спереди к ней крепились 2 жестких буксирных крюка. Сзади располагался еще один крюк с резиновыми амортизаторами. Передняя подвеска размещалась на продольных рессорах с концами, закрепленными на раме. Сзади также предусматривались рессоры. Но их концы были «скользящие». Кроме того, спереди располагались гидравлические телескопические амортизаторы двустороннего действия. Отличительной особенностью ЗИЛа был гидроусилитель руля, который размещался в общем картере с остальным механизмом. Автомобиль оснащался только барабанными тормозами. В дополнение к этому предусматривалась 5-диапазонная механическая КПП с двумя синхронизаторами. Была и двухступенчатая раздаточная коробка. Автомобиль комплектовался приводом на все колеса. Передняя ось подключалась автоматически, если запускается понижающая передача, или принудительно.

    К содержанию ↑

    Производство

    Производство ЗИЛ-131 на заводе имени Лихачева велось с 1966 по 1994 годы (в некоторых источниках — до 1990 года). Затем сборку автомобиля перевели на завод под Екатеринбургом. Позднее появилась новая модификация данной модели АМУР, которая была полным аналогом ЗИЛа, но производилась на предприятии в Новоуральске. За время существования данной модели было выпущено практически миллион экземпляров. Это с учетом всех модификаций, включая специализированные и те, что собрали до 2002 года, когда автомобиль официально ушел в историю.

    К содержанию ↑

    Версии автомобиля

    Существует достаточно большое количество модификаций данной модели. Так, завод имени Лихачева выпустил только 5 различных версий автомобиля, предназначенных для северных регионов. Также предприятие производило:

    • автомобили с неэкранированным негерметичным электрическим оборудованием;
    • седельные тягачи, часть которых использовалась для транспортировки ракет;
    • полноприводный автопоезд, в состав которого вошли седельный тягач и двухосный десятитонный прицеп.

    На базе шасси ЗИЛ-131 выпускали:

    • автоцистерны;
    • топливо- и маслозаправщиков;
    • фургоны, предназначенные для проведения лабораторных работ;
    • фургоны-мастерские;
    • специальные автомобили для аэродромов;
    • машины с бурильными установками;
    • машины для пожарной службы;
    • машины для перевозки хлебобулочных изделий.

    Также было разработано множество армейских автомобилей. Грузовик часто использовался для перевозки солдат, для чего сзади устанавливались скамьи. Была специальная версия для транспортировки людей в холодное время года. Для этого автомобиль оборудовали специальным отопителем. На базе данной модели разработали несколько вариантов грузовиков, которые использовались для организации связи в полевых условиях. Число таких модификаций превысило сотню. Кроме того, инженеры разработали мобильные командо-штабные комплексы. Была и специализированная версия ЗИЛа, на шасси которого смонтировали пусковую установку.

    К содержанию ↑

    ЗИЛ-131 сегодня

    Данная модель сегодня прочно ассоциируется с советской армией. Автомобиль часто появляется в российских и зарубежных кинолентах, в которых действия происходят в том числе на военных базах стран, входивших в состав социалистического блока. Это, в свою очередь, во многом и сформировало такое представление о ЗИЛ-131. Данную модель по-прежнему используют в некоторых странах. На ее базе разрабатывают различные армейские автомобили. Например, в Ираке на основе ЗИЛа сделали передвижную зенитную установку. Но в российской армии автомобиль уже не используется, так как с момента завершения его производства появилось несколько более совершенных грузовиков (фото: ЗИЛ).

    К содержанию ↑

    Нет больше статей