Грузовик ЗИЛ-130 является одним из самых массовых автомобилей сначала советского, а затем и российского автопрома. Почти за полувековую историю было выпущено свыше 3,5 миллиона экземпляров данной модели. Это связано с тем, что автомобиль широко использовался как в армии, так и в народном хозяйстве. Также ЗИЛ-130 активно экспортировался, но преимущественно в страны советского блока. За годы существования модели было выпущено огромное количество ее модификаций. Но, как и в случае с другими советскими автомобилями, ЗИЛ-130 разрабатывался на основе американской машины.

ЗИЛ-130

Особенности

Отличительная особенность ЗИЛ-130 заключалась в простой конструкции. Поэтому данная модель была неприхотливой и дешевой в обслуживании, что во многом обусловило ее высокую популярность. Однако грузовик дополнялся телескопическими передними амортизаторами, которые делали езду на этом автомобиле более комфортной. Кроме того, в кабине ЗИЛ-130 могли разместиться до трех человек. В дополнение к этому предусматривалось водительское кресло, положение которого можно было регулировать в четырех направлениях. А подушку для него изготавливали из латекса. То есть в сидении не было пружин.

    Поэтому неудивительно, что данный грузовик пользовался столь высоким спросом и выпускался так долго и предлагал немало уникальных решений. Плюс ко всему, покупателям были доступны эффективные системы отопления и вентиляции, которые существенно повышали уровень комфорта управления ЗИЛом как зимой, так и летом. Даже первые экземпляры грузовика оснащались омывателем лобового стекла, которого не было у советских аналогов того времени. ЗИЛ-130 стал первым подобным автомобилем в СССР, который получил гидроусилитель руля. Благодаря ему грузовик демонстрировал лучшую маневренность в городе и отличался простой управляемостью. Под капотом у этой модели скрывался 6-литровый двигатель, который выдавал до 150 л.с. Такой мощности было достаточно для уверенной езды с полностью загруженным задним отсеком. Однако этот двигатель потреблял очень много топлива. С другой стороны, в 1960-е годы, когда появился ЗИЛ-130, экономичность не была главной особенностью советских автомобилей.

    С другой стороны, грузовик комплектовался бензиновым двигателем, который был сравнительно простым как в обслуживании, так и в ремонте. Отчасти именно это обусловило его появление на данной модели. В комплекте с данным мотором шла 5-ступенчатая механическая КПП, которая разрабатывалась специально под ЗИЛ-130. Эта модель отличалась также высоким клиренсом и оснащалась крупными колесами. Поэтому даже без блокируемого межколесного дифференциала автомобиль хорошо справлялся с бездорожьем, в том числе при полной загрузке. Еще одна особенность грузовика скрывалась в его шасси. Оно отличалось действительно высокой прочностью. Шасси трескалось только при очень высокой перегрузке. Поэтому неудивительно, что ЗИЛ-130 выпускался столько времени. Его продолжали производить даже после того, как завод имени Лихачева, который разрабатывал данную модель, перестал работать.

    ЗИЛ-130 выделялся нестандартной работой механической КПП. При необходимости грузовик мог трогаться с места как со второй, так и с третьей передачи. Первую в основном включали в том случае, если автомобилю нужно было преодолеть крутой склон или проехать по бездорожью. Выделялся ЗИЛ-130 и окраской кузова. Большинство грузовиков того времени выпускали с расчетом на то, чтобы их можно было быстро перевести на нужды армии. Поэтому автомобили окрашивались преимущественно в зеленый цвет. Но ЗИЛ-130 выпускался с голубой кабиной и белой передней частью. Практически сразу это сочетание оттенков стал отличительной особенностью данного автомобиля.

    К содержанию ↑

    История создания

    В 1953 году на заводе имени Лихачева приступили к разработке нового грузовика, который должен был заменить ЗИС-150. Руководителем проекта выступил главный конструктор предприятия А. М. Кригер. Разработкой дизайна занимался основной художник автозавода Т. П. Киселев. Как и многие советские автомобили, данная модель похожа на иностранные аналоги. Поэтому неудивительно, что многие считали, будто ЗИЛ-130 скопировали с Ford F или другого американского грузовика. Однако нужно учитывать, что в схожей стилистике в то время оформляли большинство подобных автомобилей. То есть ЗИЛ-130 в действительности имел дизайн, соответствующий модной тенденции 1950-1960 годов.

    Первый прототип будущего грузовика был представлен только через 3 года после начала разработки. В течение нескольких последующих лет будущий ЗИЛ-130 проходил этап обкатки, в рамках которого инженеры устраняли его недостатки. Только в феврале 1961 года предприятие завершило разработку автомобиля: именно тогда было утверждено проектное задание. Но до запуска серийного производства оставалось около двух лет. Первые экземпляры ЗИЛ-130, предназначенные для опытной эксплуатации, сошли с конвейера в 1962 году. А спустя год было запущено серийное производство. Но тогда предприятию не удалось наладить массовый выпуск грузовика. Причина кроется в том, что автозавод в начале 1960-х годов переживал глобальную реконструкцию, из-за которой снизились объемы сборки. Именно поэтому первое октября 1964 года считается днем, когда был дан старт серийного производства грузовика. При этом история ЗИЛ-130 отсчитывается с момента утверждения проектного задания. То есть официально датой «рождения» грузовика является 1962 год.

    Отметим, что процесс разработки ЗИЛ-130 затянулся во многом потому, что конструкторы искали оптимальное сочетание. С 1953 года было создано большое количество разнообразных прототипов, каждый из которых мог превратиться в серийный автомобиль. Некоторые разработки вводили конструкторов в тупик, настолько они были нестандартными. Также им пришлось отказаться от некоторых технологических решений, несмотря на то что часть из них была на то время революционной. Последнее, возможно, объясняется тем, что ЗИЛ-130 создавался как простой и надежный грузовик, предназначенный для эксплуатации в совершенно разных условиях. Поэтому было необходимо найти те конструктивные решения, которые позволили бы достигнуть данной цели.

    В ходе разработки грузовика периодически возникали сложности. Одной из главных стал поиск мотора, рассчитанного автомобиль грузоподъемностью до четырех тонн. Поэтому в проектом задании был заложен агрегат, максимальная мощность которого должна достигать минимальных 130 л.с. В то время ЗИЛ выпускал автомобили, которые оснащались 5,56-литровым двигателем. Но этот мотор появился еще в 1930-е годы и уже не отвечал требованиям, которые предъявлял автозавод к новым грузовикам. Однако 5,56-литровый агрегат продолжали выпускать еще в течение 40 лет. В результате инженеры ЗИЛа разработали новый двигатель V6, которым начали оснащать первые прототипы будущего грузовика еще в 1956 году. Но первые испытания показали, что данный агрегат не соответствует заявленным требованиям. Поэтому конструкторы на время вернулись к идее переработать 5,56-литровый двигатель, который выдавал до 136 л.с. Этот мотор можно было улучшить, доведя мощность до 154 л.с. В 1957 на испытания вышли очередные прототип ЗИЛ-130, оснащаемые таким двигателем. Но и он был признан не подходящим для нового грузовика.

    В итоге конструкторы вновь обратились к опыту американского автопрома. В частности, они проанализировали особенности двигателя Chrysler. На основе полученных результатов был создан новый мотор V8. Правда, изначально он разрабатывался под лимузин ЗИЛ-111. Но инженеры уменьшили степень сжатия и снизили отдачу с 200 л.с. до 150 л.с., получив таким образом агрегат, который можно было использовать при производстве грузовиков. В первое время конструкторы хотели отказаться и от этого мотора. Они посчитали, что у него избыточная мощность. Поэтому в ходе разработки проекта они обратились к новому двигателю ЗМЗ на 5,52 литра. Но мотор к тому моменту еще не был готов. Кроме того, в 1958 году инженеры внесли изменения в проект ЗИЛ-130, увеличив грузоподъемность будущего автомобиля до 5,5 тонны. В итоге было принято решение остановиться на 6-литровом двигателе V8.

    К содержанию ↑

    Легенды, связанные с ЗИЛ-130

    Одни из популярных мифов связан с оттенком кузова. Считается, что ЗИЛ-130 был выпущен с голубой кабиной и передней частью потому, что в тот период производили большое количество краски такого цвета. То есть необходимо было найти применение для нее. Кроме того, выбор в пользу такого оттенка обусловлен финансовой составляющей. Для производства голубой и белой краски требовалось меньше пигмента, что удешевляло ее. Но есть и другие истории, связанные с выбором оттенка кузова. Одна из них гласит, что дизайнер Эрик Сабо еще на стадии проектирования выбрал такую раскраску потому, что автомобиль благодаря ей будет более заметным на дороге. Это повысит общий уровень безопасности. Есть и другая история. Считается, что выбор в пользу такого сочетания оттенков сделал лично Никита Хрущев. Этим он якобы хотел продемонстрировать мирные намерения СССР того времени.

    Несмотря на то, что ЗИЛ-130 выпускался на протяжении почти 50 лет, мифов о советской модели практически нет. К легендам можно отнести еще и мнение, согласно которому данный автомобиль был скопирован с иностранных грузовиков. Но, как было отмечено выше, ЗИЛ-130 спроектировали в соответствии с тенденциями моды того времени. Хотя конструкторы и дизайнеры автозавода действительно обращались к зарубежному опыту при разработке автомобиля.

    К содержанию ↑

    Технические характеристики

    Длина стандартной модификации ЗИЛ-130 составляла 6675 мм, ширина — 2500 мм, высота — 2400 мм. Размер колесной базы равен 3800 мм, дорожного просвета — 275 мм. Автомобиль выпускался в заднеприводном исполнении. Грузовик еще на старте производства оснастили гидроусилителем руля. В комплекте с ним шла 5-ступенчатая механическая КПП. Некоторые модификации дополнялись предпусковым подогревателем мотора. Грузоподъемность первых экземпляров ЗИЛ-130 составляла 4,5 тонны. Грузовик оснащался однодисковым фрикционным сцеплением, которое располагалось рядом с двигателем в чугунном картере.

    Ходовая часть грузовика состояла из рамы, моста и двух подвесок. Первая включала в себя 2 лонжерона, которые были связаны между собой с помощью пятью поперечных балок. Спереди у грузовика располагалась подвеска на листовых рессорах и двух выдвижных амортизаторах. Она была призвана гасить сильные удары во время движения. Количество листов менялось в зависимости от модификации грузовика. Сзади также располагались листовые рессоры. В движение грузовик приводился за счет четырехтактного V-образного мотора объемом 6 литра. Его максимальная отдача достигала 150 л.с., крутящий момент — 402 Н*м. Заявленный эксплуатационный ресурс составлял 285 тысяч километров. В конструкции мотора предусматривалось 8 поршневых цилиндров, которые располагались под углом 90 градусов друг относительно друга.

    К содержанию ↑

    Производство

    Производство ЗИЛ-130 было организовано в 1962 году на заводе имени Лихачева. Автомобиль собирали здесь до 1994 года. Однако к тому моменту от грузовика стали активнее отказываться из-за слишком высокого расхода топлива. Несмотря на это, выпускать автомобиль не перестали. В 1994 году сборкой грузовика занялся Уральский автомоторный завод, который располагается под Екатеринбургом. Также еще в советское время автомобиль собирали на ЧАЗС (Чита) и Чкаловском автобусном заводе. В 1994 году было запущено производство грузовика в Новоуральске. Именно местное предприятие выпустило последний экземпляр ЗИЛ-130. За время существования данной модели советская и российская промышленность собрала практически 3,5 миллиона экземпляров грузовика. Это была одна из самых массовых машин в истории.

    К содержанию ↑

    Версии автомобиля

    Количество модификаций ЗИЛ-130 было огромным. Но большая часть из ни — это специализированные версии, предназначенные для решения определенных задач. За время существования данной модели были выпущены:

    • бортовой тягач, способны брать на буксир до 8 тонн;
    • длиннобразный грузовик с двухсекционными бортами на задней платформе;
    • седельные тягачи;
    • строительные самосвалы и другие.

    Также еще в советский период ЗИЛ-130 был неоднократно модернизирован, благодаря чему в продажу поступили следующие модификации:

    • версии грузоподъемностью 5000 и 6000 килограммов;
    • версия с тремя независимыми тормозными системами;
    • трехосная модификация повышенной грузоподъемности и с усиленной рамой;
    • ЗИЛ-133ГЯ, или «Баба Яга», который комплектовался турбодизельным мотором КамАЗ;
    • бортовые грузовики для разных типов климат, в том числе с экранированным электрооборудованием;
    • разные типы шасси на основе ЗИЛ-130, в том числе под тягачи с газобаллонным оборудованием.

    Кроме того, была специальная экспортная модификация ЗИЛ-130, производство которой наладили за рубежом (в частности, на Кубе). Этот вариант среднетоннажного грузовика комплектовался турбодизельным мотором. Была также экспортная версия с газобаллонным оборудованием, которая оснащалась тем же 150-сильным двигателем. На базе данной модификации тоже создали несколько специализированных ЗИЛов. Помимо этого, конструкторы разработали еще один седельный тягач ЗИЛ-130В1, предназначенный для буксировки одноосных прицепов, которые выпускались Одесским автосборочным заводом.

    К содержанию ↑

    ЗИЛ-130 сейчас

    Данный грузовик — это легендарный советский автомобиль, который использовался в совершенно разных целях. Так, были выпущены модификации для пожарных служб, перевозки молока и многие другие. То есть ЗИЛ-130 мог решать практически любые задачи, которые ставили перед подобными автомобилями. Поэтому неудивительно, что именно с этой моделью в основном ассоциируется завод имени Лихачева, хотя предприятие выпускало и другие, не менее привлекательные автомобили. В частности, на нем собирали лимузин ЗИЛ-111 для высших партийных лиц.

    Несмотря на то, что фактически производство автомобиля завершилось в середине 1990-х годов, в России осталось немало работающих экземпляров ЗИЛ-130. В основном этот автомобиль используют в региональных государственных службах. Но встречаются и достаточно необычные экземпляры ЗИЛ-130, созданные независимыми конструкторами. Правда, среди тюнеров эта модель не пользуется высоким спросом во многом потому, что она оснащается неэконоимичным двигателем. У КамАЗа или УРАЛа есть более привлекательные грузовики для переделки (фото: ЗИЛ).

    К содержанию ↑

    Нет больше статей