В истории советского автомобилестроения есть немало легендарных моделей. И одна из них, причем совершенно заслуженно, — это ЗИЛ-157. Благодаря своим характеристикам грузовик был очень востребован во многих сферах, ведь не зря же он выпускался более 30 лет. Путь к созданию данной машины был долгим и трудным. Несмотря на проамериканскую наследственность в общей конструкции и экстерьере, модель получилась действительно уникальной. Поэтому она пользовалась успехом и в других странах. Более того, даже сегодня грузовик стоит на вооружении в некоторых иностранных армиях.

ЗИЛ-157

Особенности

ЗИЛ-157 стал настоящим олицетворением советского автопрома. Автомобиль по праву заслужил звание «рабочей лошадки», так как его можно было успешно эксплуатировать хоть в Средней Азии, хоть на Дальнем Севере. Применим он оказался в армии, и причем не только в СССР. Причины его популярности кроются в отменных технических характеристиках, которые дополняются серьезной проходимостью и высокой грузоподъемностью. Бонусом является универсальность машины. От своего предшественника «сто пятьдесят седьмой» отличается двигателем с увеличенной мощностью и уменьшенной массой. Кроме того, ему досталась оригинальная на тот момент система централизованного регулирования давления воздуха в колесах.

    К содержанию ↑

    История создания

    Путь к созданию ЗИЛ-157 был довольно трудным и долгим. Однако все, кто работал над данным грузовиком, вспоминают его теплым словом, ведь он оказался действительно уникальным для советской промышленности. Но чтобы понять все аспекты разработки данной машины, нужно вернуться в 1930 год. Уже тогда неизбежность Второй мировой войны не вызывала сомнений. Поэтому конструкторы европейских предприятий, выпускающих грузовую технику, ломали голову над тем, как сделать ее более проходимой. И эти старания не остались незамеченными в Советском Союзе. Тем более что вопросам повышения обороноспособности уделялось особое внимание. Наибольшие успехи на этом поприще были достигнуты Горьковским автозаводом. Именно на этом предприятии впервые были освоены в производстве шарниры равных угловых скоростей, которые превращали передний мост машины в ведущий. Заслуга коллектива конструкторов под руководством Андрея Александровича Липгарта состоит в том, что они, испытав различные 2-осные и 3-осные грузовики, доказали, что автомобили с полным приводом должны иметь односкатную ошиновку, покрышки со специальным протектором, особую развеску по осям и проч. Однако война помешала планам по реализации данного проекта, и семейство вездеходов выпущено не было.

    На Московском автомобильном заводе имени Сталина до войны успели выпустить лишь небольшую партию 2-осных грузовых моделей, обладающих повышенной проходимостью. Они получили название ЗИС-32. В конце 40-х советские конструкторы стремились создать собственный Studebaker US 6х6. За основу были взяты технические характеристики американской машины. А базой для новинки послужили агрегаты 4-тонного ЗИС-150. Как известно, последний отлично зарекомендовал себя во время боевых действий. Этот легендарный вездеход в том числе использовался в качестве носителя знаменитых пусковых установок «Катюша». 3-осная новинка получила название ЗИС-151. К сожалению, она оказалась хуже «американца». Он был поставлен на конвейер в апреле 1948 года. Уже через год после пробега по весеннему бездорожью стало понятно, что модель не только уступает «Студебекеру», но и ГАЗ-63. В частности, это было обусловлено большим весом машины, недостаточным клиренсом и маломощными силовыми агрегатами.

    Ошибки нужно было исправлять в кратчайшие сроки. В 1950 году стартовала сборка бронетранспортера БТР-152 на основе модифицированных агрегатов ЗИС-151. Но теперь машина получила односкатную ошиновку всех колес и покрышки большей размерности. Одновременно с этим на предприятии развернулась работа по повышению отдачи мотора и увеличению надежности остальных узлов. Однако основные надежды возлагались на систему централизованного регулирования давления воздуха в колесах. Примечательно, что она не имела аналогов в мире. Одновременно с этим шинникам было поручено разработать конструкцию и освоить производство специальных покрышек, которые допускали бы движение транспортного средства при временно сниженном давлении воздуха в них. Стоит сказать, что у них это получилось.

    Новая система была тщательно испытана. Стоит отметить, что изменение давления в колесах осуществлялось непосредственно водителем с помощью специальных переключателей. Система очень понравилась военным, так как с ней «живучесть» автомобиля была выше. Продолжать движение машины можно было даже после того, как у нее повреждалась отдельная шина. Испытания новой системы полностью подтвердили теоретические изыскания, и при разработке грузовика ЗИЛ-157, который сменил на конвейере ЗИС-151 в 1958 году, использовались упомянутые ранее колеса. Из-за этого была кардинально переработана компоновка модели. Разработчики уменьшили количество колес с 10 до 6. Благодаря этому удалось ликвидировать специальные держатели за кабиной. Поэтому появилась возможность придвинуть платформу к корпусу, а сзади укоротить раму на 250 мм. В результате габаритная длина грузовика стала меньше на 330 мм, при этом размер колесной базы остался прежним. Единственное запасное колесо крепилось под платформой. Естественно, что оптимизация компоновки привела к снижению веса машины (на 100 килограмм). Кроме того, инженеры модернизировали силовой агрегат автомобиля, а также улучшили комфорт в кабине. Так появился на свет легендарный долгожитель ЗИЛ-157. Его официально представили в 1958 году в Париже. Вездеход простоял на конвейере до 1991 года.

    К содержанию ↑

    Легенды, связанные с ЗИЛ-157

    У советской модели было множество прозвищ. В частности, «Трумен», «Захар», «Семечка», «Ступа», «Крокодил», «Колун», «Бабай», «Мормон» и проч. Последнее было связано с американской компанией Marmon-Herrington, с прототипа грузовика которой, поставлявшегося в СССР в военные годы по ленд-лизу и использовавшегося в качестве одного из носителей «Катюши», якобы был скопирован ЗИЛ-157. При этом конструктивно оба автомобиля не связаны. В Литве модель назвали «Шяшякойис крокодилас» («Шестиногий крокодил»), а в Болгарии – «Джуган». Были особые прозвища у машины и в разных уголках нашей страны. Например, на Камчатке, Чукотке, в Якутии и Магаданской области ее называли «Зурс» и «Краб». А в районах северо-запада – «Утюг», за внешний вид кабины. Еще одно широко распространенное прозвище – «Поларис». А в бригадах охотников Центрального федерального округа, в частности, Рязанской области, вездеход с кунгом в исполнении ПАРМ-1 называли «Зензубель».

    Как уже говорилось, ЗИЛ-157 получился очень удачной моделью. Успех советских автомобилестроителей подтверждает тот факт, что в 1958 году грузовик был награжден Большим призом Всемирной выставки в Брюсселе. После появления машины здесь контракты на поставку новинки из СССР были заключены с целым рядом европейских государств. И это притом, что автомобиль изначально не создавался в качестве экспортной модели. ЗИЛ-157 применяли в ходе различных локальных конфликтов, например, в Афганистане и Вьетнаме. А в период Ирано-иракской войны автомобиль присутствовал по обе стороны линии фронта. В некоторых армиях грузовик используется и сейчас, например, в сухопутных войсках Египта. Мелькала модель и во многих советских фильмах. Например, ЗИЛ-157 можно увидеть в лентах «Королева бензоколонки», «Возвращение Будулая», «Карьера Димы Горина», «Берегись автомобиля» и проч.

    К содержанию ↑

    Технические характеристики

    Грузовик приводился в движение с помощью 6-цилиндрового карбюраторного двигателя с системой жидкостного охлаждения. В автомобилях, которые предназначались для использования внутри страны, он выдавал 104 л.с. мощности. При этом экспортным вариациям был положен 107-сильный мотор. После 1978 года ЗИЛ в некоторых модификациях стал комплектоваться усовершенствованным агрегатом с отдачей в 110 л.с. Трансмиссия у грузовика была очень надежной. КПП – механическая с пятью скоростями. Причем последняя дополнялась механизмом ускорения, а первая – без синхронизатора. Сцепление было 2-дисковое «сухое», но в 1961 году его заменили на однодисковое. Кроме того, в оснащение транспортного средства входила 2-скоростная распределительная коробка с понижением частоты вращения валов. Характерной особенностью трансмиссии можно назвать возможность отключения переднего управляемого моста, а также отсутствие межосевого дифференциала. По желанию покупателя можно было поставить коробку отбора мощностей.

    Длина модели в бортовом исполнении составляла 6,68 м, ширина – 2,32 м, а высота – 2,35 м. Колесная база достигла отметки в 4,22 м. Нагрузка на переднюю ось равна 2,7 т, а на заднюю – 7,42 т. Грузоподъемность машины при движении по твердому покрытию составляла 5 т и 3 т по бездорожью. Предельная масса прицепа – 5 и 3,5 т, соответственно. Минимальный радиус разворота был равен 11,2-12 м. Предельная скорость автомобиля варьировалась от 55 до 80 км/ч. При этом грузовик был довольно «прожорливым». В зависимости от варианта исполнения он тратил 40-47 литров горючего. Отдельно отметим, что приведенные выше цифры не являются окончательными. Они могут варьироваться в зависимости от комплектации машины. Но даже беглый анализ позволяет понять, насколько модель была эффективной для своего времени.

    К содержанию ↑

    Производство

    Серийный выпуск моделей семейства ЗИЛ-157 продолжался на Московском автозаводе имени Лихачева до 1988 года. В 1978-1991 годах машину производители на Уральском автомоторном заводе в городе Новоуральск. В то время это был филиал ЗИЛа. Всего было изготовлено 797 934 экземпляра «сто пятьдесят седьмого» в разных вариантах исполнения. За все время автомобиль успел пережить три поколения. Первая генерация выпускалась с 1958 по 1961 годы. Тогда была заложена практически неизменная концепция и параметры всего семейства с двигателем увеличенной до 104 л.с. мощностью, 3-местной цельнометаллической кабиной с откидными лобовыми стеклами, бортовой платформой и новыми облицовками капота. О наличии лебедки не упоминается.

    Машины второй генерации производились с 1961 по 1978 годы. В них применялись агрегаты от грузовых моделей ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131. К слову, данные автомобили собирали на соседнем конвейере. Сам ЗИЛ-157 в этом поколении получил новое однодисковое сцепление, упрощенную систему регулирования давления в покрышках и синхронизированную КПП. Выпуск третьей генерации начался в 1977 году и продолжался до конца 1991 года. При этом последние экземпляры изготовили в 1994 году. Машина отличалась усиленной ходовой частью, наличием новых световых приборов, 110-сильного агрегата и кузова от ЗИЛ-131.

    К содержанию ↑

    Версии автомобиля

    На базе «сто пятьдесят седьмого» выпускались самые различные модификации. В частности:

    • ЗИЛ-157К – базовая версия с 1961 года, в конструкции которой использовались узлы от ЗИЛ-130;
    • ЗИЛ-157-Р – опытная модель, с равнорасположенными мостами по базе, но при этом с независимой подвеской;
    • ЗИЛ-157В – седельный тягач;
    • ЗИЛ-157КВ – седельный тягач с 1961 года;
    • ЗИЛ-157Ю – модификация для тропического климата;
    • ЗИЛ-157Г – модель с экранированным оборудованием;
    • ЗИЛ-157КГ – машина с экранированным оборудованием с 1961 года;
    • ЗИЛ-157Э – экспортная модель;
    • ЗИЛ-157Е – специальное шасси с двумя бензобаками по 150 литров каждый;
    • ЗИЛ-157КД – базовая версия с 1978 года с карбюратором К-88АЖ, часть деталей которой унифицирована с ЗИЛ-130;
    • ЗИЛ-157КВД – седельный тягач с 1978 года.

    Выпускался грузовик и в Китайской Народной Республике. Местная модификация получила название Jiefang_ CA-30. Вообще данная модель изначально создавалась для армейских нужд. Поэтому неудивительно, что на шасси автомобиля ставилось самое разнообразное военное оснащение. Серийные бортовые грузовики могли перевозить в кузове 16-18 человек личного состава и грузы, а также служили тягачами прицепных артиллерийских и ракетных систем. В кабинах предусматривались крепления для медицинской аптечки, личного оружия экипажа, огнетушителя и дегазационного комплекта. А на крышах некоторых машин монтировали легкий багажник. В конце 50-х на ЗИЛ ставили деревометаллические кузова КУНГ-1М, которые впоследствии были заменены на облегченные бескаркасные конструкции К-66 и каркасно-металлические КМ-66. Были модификации с раздвижным фургоном К-44 и штабные К-35 автобусного типа.

    В фургонах КУНГ на базе ЗИЛ-157 размещались многочисленные виды войсковых радиостанций, штабных средств управления, радиолокационных пунктов, радиопеленгаторов и даже систем тропосферной (космической) связи. Использовали машину и в качестве авторемонтного средства для проведения технического обслуживания различной военной техники. Кроме того, была создана механизированная автоцистерна, которая выполняла роль топливозаправщика. В целом, грузовик использовался практически во всех военных подразделениях: химической защиты, для обеспечения ракетных комплексов, для транспортировки и заряжания ракет и проч.

    Здесь можно выделить следующие модификации:

    • ЗИЛ-157 с кузовом КУНГ-1М – армейский фургон;
    • Р-102 – радиостанция на базе грузовика, принятая на вооружение в 1970 году;
    • ПМЗ-27 м ПМЗ-56А – пожарные машины;
    • «Прогресс» — бескапотный автобус;
    • Мостоукладчик – его разработали на Калининградском заводе «Стройдормаш» для замены моста, после приняли на вооружение;
    • ЗИЛ-4311 – опытный образец, разрабатывающийся в качестве замены «сто пятьдесят седьмого».

    К содержанию ↑

    ЗИЛ-157 сейчас

    В настоящее время встретить ЗИЛ-157 на дорогах нашей страны – это практически невыполнимая задача. Однако он до сих пор продается на вторичном рынке. Стоимость автомобиля в среднем варьируется от 200 до 550 тысяч рублей. Естественно, что пробег и возраст у этих экземпляров большие. При этом грузовик продолжает эксплуатироваться в сельской местности, но, конечно, не так активно, как раньше. Кроме того, автомобиль часто попадает в руки тюнеров и энтузиастов, которые восстанавливают его до заводского состояния и даже оснащают современными опциями. Отдельно отметим бесценным вклад «сто пятьдесят седьмого» в отечественный автопром, ведь не зря он выпускался более 30 лет. По сути, это была первая машина, которая эффективно применялась как в гражданских, так и в военных целях (фото: ЗИЛ).

    К содержанию ↑

    Нет больше статей