Незадолго до распада СССР автозавод ЗИЛ начал испытывать достаточно серьезные проблемы. Во многом они были обусловлены тем, что все советское руководство на тот момент рассматривало КамАЗ как основного производителя грузовой техники и тягачей. Вследствие этого ЗИЛ получал недостаточно финансирования для нормального развития. Однако, несмотря на сложившуюся ситуацию, на заводе им. Лихачева в конце советского периода приступили к разработке уникального автомобиля ТМ-1131, который известен как «Туляк» или «Мишка».

Что это за автомобиль?

Во времена СССР и в первое десятилетие после его распада на КамАЗе собирали компактный автомобиль «Ока». Эта малолитражка пользовалась большой популярностью среди отечественных водителей во многом благодаря своей низкой цене. Но немногие знают, что и ЗИЛ мог выпускать подобный автомобиль.

Проект ТМ-1131 предполагал создание малолитражной машины, длина которой составляла 3330 мм, а размер колесной базы достигал 2280 мм. Причем изначально планировалось выпустить 3 модификации данной модели. Помимо 4-дверного хэтчбека в рамках данного проекта разрабатывались универсал и пикап.

    Этот автомобиль имел 4-местную посадку. А в версии пикап число сидений планировали сократить до двух. Одна из главных и, вероятно, уникальных особенностей «Туляка» заключалась в том, что он имел рамную конструкцию. Автомобили данного класса не отличаются подобной конфигурацией. Данное решение, возможно, сделало бы ЗИЛ-1131 самой безопасной малолитражной машиной в мире.

    Разработчики этой модели изначально планировали создать очень дешевый автомобиль. Поэтому в качестве узловых агрегатов они рассматривали исключительно российские продукты. В частности, под капот ЗИЛ-1131 планировали установить моторы и трансмиссии ВАЗа, ГАЗели и ряда других марок. Но в итоге малолитражка получила двигатель и КПП от «Запорожца». ЗИЛ-1131 оснастили компактным двигателем, который развивал всего 70 л.с. Вместе с ним на автомобиль устанавливалась 6-ступенчатая механическая КПП. Такое сочетание вкупе с малым весом обеспечивало разгон до 155 км/ч и обеспечивало расход топлива в 5,8 литра.

    При этом российская модель, несмотря на свои габариты, создавалась как универсальный автомобиль. Ее клиренс достигал 185 мм, что больше, чем у многих современных кроссоверов.

    Особенности комплектации

    В связи с тем, что проект по созданию ЗИЛ-1131 разрабатывался незадолго до распада СССР, автомобиль должен был получить неплохое оснащение. Более того, развитие данной модели продолжалось уже в 90-х годах. Поэтому неудивительно, что предсерийные прототипы «Туляка» комплектовались системой кондиционирования, рулевым электроусилителем и АБС. Были также версии, оснащаемые автоматической КПП.

    Еще одной, достаточной знаковой отличительной чертой новинки являлось то, что объем ее багажного отсека достигал 400 литров. Этот показатель также превышает возможности некоторых современных кроссоверов.

    Что в итоге?

    Разработчики несколько раз отказывались от проекта по созданию ЗИЛ-1131. Сначала это произошло после развала СССР. Второй раз о проекте забыли в 1998 году. Но внезапно в 2012 году российские СМИ стали сообщать о том, что ЗИЛ-1131 не только начали разрабатывать, но автомобиль должен был пойти в серийное производство и поступить на российский рынок.

    Произошло этот в период, когда иностранные компании заявили о намерении инвестировать в развитие автозавода ЗИЛ. Именно они намеревались завершить разработку данного проекта, полагая, что «Туляк» будет пользоваться высоким спросом. Их предположения основывались на вполне логичных доводах: на начало 2010-х годов российскую малолитражку оценивали в 170 тысяч рублей.

    Однако в итоге проект был забыт, а завод ЗИЛ — разобран. Известно, что к текущему моменту собрали 11 экземпляров «Туляка». Из них только 4 автомобиля находятся в частных руках. Автор: Федор Аверьев

    Запись перемещена в архив
    Нет больше статей