Большинство современных автопроизводителей заботится о комфорте пассажиров и водителя, поэтому при выпуске новых авто комплектуют их самыми разными ассистентами. Одной из важнейших систем является кондиционирование. Благодаря ее наличию, в жаркое время года в салоне машины может быть создана благоприятная климатическая обстановка. В современных условиях большинство разработчиков новых моделей устанавливает кондиционеры даже на модели бюджетного класса. Как и множество разнообразных агрегатов автомобиля, система кондиционирования имеет определенное устройство, свои положительные и отрицательные моменты, а также конкретный принцип функционирования, о чем и будет рассказано далее.

История появления автокондиционеров

Впервые, системы, которые позволяют охлаждать воздух в салоне автомобиля, были использованы производителями из США в 1933 году. Тогда разработчики новых моделей начали комплектовать подобным сервисом самые дорогие модели седанов, а также лимузины. Основным отличием старых вариаций систем кондиционирования от нынешних являются их габариты. Те варианты установок размещались в багажнике автомобиля. Кроме того, существенным недостатком можно назвать и отсутствие систем управления кондиционером.

    Значительно изменилась ситуация с системой охлаждения салона в послевоенное время. В это время американские производители научились оснащать устройство переключателем, с помощью которого водитель мог задать один из трех доступных режимов движения. Начиная с 1954 года, подход к производству установок автокондиционирования претерпел ряд существенных изменений. Устройства стали значительно меньше и размещались в рамках действующей системы вентиляции. С 80-х годов европейские автомобили также начинают активно оснащаться кондиционерами, а первым советским авто, оборудованным системой охлаждения воздуха в салоне, оказался ЗИЛ-111. Современные сервисы оснащаются возможностями управления регулировок при помощи сенсоров. Также они могут быть оснащены различными салонными фильтрами, очищающими воздух от бактерий и пыли.

    Как устроена система

    Для функционирования системы охлаждения в автомобиле она должна обязательно содержать:

    • компрессор, который позволяет перегонять хладаген по системе и приводится в действие благодаря наличию ременной передачи;
    • конденсор – важный элемент системы, главной задачей которого является охлаждение самого хладагена. Как правило, он устанавливается перед охлаждающим радиатором и представляет собой сложную систему из изогнутых трубок;
    • магистрали высокого и низкого давления, обеспечивающие перегонку хладагена в нагретом и охлажденном состоянии;
    • осушитель – специальная емкость, которая содержит наполнитель, удерживающий влагу, способную проникнуть в систему и повредить ее;
    • расширительный клапан – элемент системы, позволяющий поддерживать необходимый уровень давления;
    • испаритель – является посредником между закачанным в систему кондиционирования хладагеном и воздухом на улице. Под воздействием воздуха, поступающего от вентилятора автомобиля, хладаген испаряется, что приводит к охлаждению самого испарителя, и температура воздуха в салоне становится прохладной. Его размещают в салоне автомобиля в районе приборной панели;
    • электрическое оборудование системы – совокупность датчиков и систем, фиксирующих температуру, которая позволяет создавать и удерживать заданный уровень температуры в салоне автомобиля.

    Каков принцип работы данного сервиса

    Кондиционирование работает по принципу замкнутого круга. Газообразный фреон, который закачан в саму систему, нагнетается при помощи работающего компрессора. В следствие этого происходит увеличение давления внутри и разогрев фреона. Затем нагретое вещество перенаправляется в конденсатор, где благодаря отдаче накопленного тепла осуществляется конденсирование фреона, и он превращается в жидкость, которая находится под высоким давлением. Затем хладаген перемещается по трубкам системы к осушителю, где происходит его очистка от различных частиц и капель влаги, которые способны привести к неработоспособности самого механизма.

    Следующий этап – прохождение охлаждающего вещества через расширительный клапан. Благодаря ему происходит снижение давления в системе, а сам хладаген начинает переходить в газообразное состояние. На заключительном этапе фреон перемещается к испарителю и благодаря существенному падению давления происходит его испарение, что приводит к поглощению тепла из салона автомобиля. После прохождения испарителя охлаждающее вещество вновь передается к компрессору и весь процесс происходит вновь.

    Преимущества и недостатки системы

    Несмотря на то, что система кондиционирования призвана создавать комфортную климатическую обстановку в салоне автомобиля, она имеет не только положительные стороны, но и ряд отрицательных моментов. К числу преимуществ данного сервиса можно отнести единственное – в жаркое время года в салоне может быть установлена комфортная температура. При этом, для ее создания водителю не требуется открывать окна автомобиля, поскольку данный ассистент позволяет остудить имеющийся в салоне воздух, запускать в салон другой, наполненный выхлопными газами, не нужно.

    А вот среди недостатков данной системы можно выделить:

    • сложность конструкции и требование по регулярному обслуживанию системы в специальных сервисных центрах;
    • необходимость поддержания герметичности системы, запаивания трубок, в случае их разгерметизации, а также их регулярное наполнения хладагеном;
    • если в автомобиле установлен кондиционер либо климат-контроль, его стоимость окажется существенно дороже, в сравнении со стандартным авто;
    • при использовании сервиса, позволяющего охладить воздух в салоне, в значительной мере теряется мощность автомобиля, а также повышается уровень расхода топлива;
    • подача охлажденного воздуха в салон машины выполняется при помощи вентилятора, что приводит к сквозняку внутри и повышает для пассажиров риски заболеть;
    • на охлаждающем радиаторе системы могут скапливаться бактерии и грибки, которые способны вызывать неприятные запахи внутри автомобиля, а также могут привести к возникновению аллергии у пассажиров;
    • ремонт системы кондиционирования является весьма дорогостоящим удовольствием, поэтому далеко не каждый владелец авто, в случае поломки данного сервиса, спешит отремонтировать его;
    • фреон – вещество, используемое в качестве хладагена, которым заполняется система, в любом случае приведет к ее разрушению в ближайшей либо отдаленной перспективе.

    Наиболее популярные поломки системы

    Как и любое устройство, охладительная система подвержена различным видам износа и разрушения. К наиболее распространенным видам поломок кондиционирования автомобиля можно отнести:

    • запотевание окон в автомобиле во время работы системы – требуется выполнить замену салона фильтра либо же проверку ремня привода для компрессора;
    • слабое охлаждение – в испарители скопилась грязь либо система с хладагеном разгерметизировалась;
    • неприятный запах – необходимо произвести промывку в системе и заменить фреон.

    Основные советы, соблюдение которых позволит продлить срок эксплуатации системы

    Чтобы охлаждение салона автомобиля функционировало как можно дольше, владелец автомобиля должен выполнять такие рекомендации:

    • ежегодно проводить промывку испарителя системы;
    • запускать систему не реже 1 раза в месяц;
    • проверять надежность крепления трубок, в которые закачан фреон;
    • открывать все окна автомобиля перед включением кондиционера в жаркое время года;
    • восполнение запасов фреона необходимо проводить не реже 1 раза в год.

    В целом, система кондиционирования является важным компонентом автомобиля, который повышает комфорт его пассажиров. В то же время, наличие более современных сервисов, таких, как климат-контроль, снижают популярность автокондиционера.

    Автор: Константин Старченко

    Нет больше статей