ГАЗ-69 – один из самых важных автомобилей для страны в начале 1950-х годов. Он был востребован не только в армии, но и в сельском хозяйстве. Можно было встретить машину и в городах. Эта модель является полностью отечественной разработкой. Конечно, он делался с оглядкой на американские джипы, но оснащение и все узлы у него оригинальные. Автомобиль получил несколько разных исполнений. Была даже специальная версия для пионерского лагеря Артек. Она получила название «Малютка» и представляла собой пожарный автонасос для юношеских пожарных команд.

ГАЗ-69

Особенности

Модель ГАЗ-69 рождалась мучительно. Первый тестовый образец этого автомобиля вышел на испытания в 1949 году, а на конвейер серийная версия встала только в конце августа 1953-го. Особенно долгими кажутся эти сроки, если вспомнить, что советские вездеходы ГАЗ-64, ГАЗ-67 и ГАЗ-67Б запускались буквально за месяцы. Однако тогда было другое время. Да и сам автомобиль был другим. Новинка отличалась от своих предшественников кардинально. Если сравнивать «шестьдесят девятый» с современными моделями, то в плане комфорта он будет приближен к ним. Машина получила продуманное расположение органов управления, просторный салон, синхронизированную КПП, отопитель кабины и даже «дворники» с электроприводом.

    К содержанию ↑

    История создания

    По сути, история этого автомобиля началась сразу после окончания Великой Отечественной войны. Тогда на горьковское предприятие поступил приказ разработать достойную замену ГАЗ-67Б. Новинка должна была быть легковой машиной с полным приводом, но при этом обладать улучшенным силовым агрегатом, более высокой проходимостью, современным дизайном экстерьера и комфортным салоном. Примечательно, что в постановлении говорилось, что речь идет именно об армейском тягаче, который мог бы перевозить различные грузы, боеприпасы, пулеметы и проч. А общий вес автомобиля не должен превышать 800 килограмм. В советское время практически у каждой модели был прототип: отечественный или иностранный. А вот «шестьдесят девятый» разрабатывался с нуля. Инженеры отталкивались от личного опыта, а также брали в учет разработки западных коллег. В частности, американские джипы «Виллис» и «Бантам», выпускаемые во время Второй Мировой войны.

    Итак, основным заказчиком нового автомобиля было Главное артиллерийское управление. Оно и выдало тактико-технические требования на машину. У военных эта модель проходила под литерой АТК-Л, что расшифровывается как «Артиллерийский тягач колесный легкий». На самом же заводе машину назвали ГАЗ-69. Но, если быть до конца точными, то ее правильное и полное наименование звучит как ГАЗ-69-76. Второе число относится к кузову. Ведущим конструктором «шестьдесят девятого был Григорий Моисеевич Вассерман – ученик знаменитого инженера Виталия Андреевича Грачева. В Сети есть информация, что первые наброски новинки, согласно свидетельствам очевидцев, он сделал еще в 1944 году. Коллектив конструкторов, работавших над проектом, состоял из В.С. Соловьева, Ф.А. Лепедина, С.Г. Зислина, Г.К. Шнайдера, В.Ф. Филюкова, Б.Н. Панкратова и В.И. Подольского.

    С самого начала автомобиль выпускался в двух вариантах исполнения – ГАЗ-69 и ГАЗ-69А. Принципиальная разница между этими моделями заключалась в использовании на последнем не низкооборотистого высокомоментного мотора от грузовика ГАЗ-ММ, а двигателя, который ставился под капот «Победы». Т.е. это был легковой агрегат с относительно небольшим крутящим моментом. Из-за этого пришлось расширить диапазон 3-скоростной КПП до значений 6,2-7,5. Это стало возможным благодаря 2-ступенчатого демультипликатора в раздаточной коробке. А чтобы увеличить полезную вместимость, двигатель сместили вперед. Более-менее стало ясно, как будет выглядеть будущая новинка, уже в летом 1945 года. По этой причине 19 июне в Кремле на показе моделей ГАЗ М-20 «Победа» и ГАЗ-51 главный конструктор горьковского предприятия А.А. Липгарт уверенно отвечал главе страны Иосифу Виссарионовичу Сталину, что на конвейер скоро встанет еще и тягач.

    Технически новинку постарались связать с «Победой». От нее помимо двигателя мощностью 50 л.с. были позаимствованы еще и рулевой механизм, КПП, колесные тормоза с гидроприводом, карданные шарниры и задние рычажные амортизаторы. А вот ведущие мосты взяли у ГАЗ-67. На колеса «надели» покрышки Ярославского завода Я13. Причем они явно не подходили для езды по серьезному бездорожью. Также опытные образцы «шестьдесят девятого» укомплектовали дисковым стояночным тормозом от ГАЗ-51. Но в окончательной версии его заменили на барабанный механизм. Дебютный опытный образец машины изготовили в октябре 1947 года. Внешне он напоминал серийный 69-ый, однако что-то в его пропорциях было не так. У него было большое лобовое стекло, другие крылья и облицовка. В феврале следующего года были готовы еще два образца.

    Заводскими испытаниям автомобиля руководил инженер А.Ф. Ромачев. Все машины проехали по 12,5 тысяч километров, везя за собой на крюке специально спроектированный одноосный прицеп. Есть легенда, что последний создали для отвода глаз. Якобы на заводе не хотели таскать по дорогам общего пользования 45-миллиметровую пушку и 82-миллиметровый миномет, тягачом для которых новинке предстояло стать. По результатам испытаний, которые закончились в июне 1949 года, стало понятно, что это очень перспективная машина. В дальнейшем автомобиль претерпел ряд изменений. В частности, снизили тяговое усилие, в результате чего выросла максимальная скорость (ранее она была всего 75 км/ч). Все свои возможности вездеход продемонстрировал в знаменитом пробеге грузовиков, который проходил весной 1949 года.

    На этом работы над автомобилем не закончились, благо конкретных сроков и давления сверху на разработчиков не было. Мощность мотора машины довели до 55 л.с., а крутящий момент – до 12,7 кгм. На силовом агрегате появились 6-лопастный вентилятор и масляный радиатор, которые защищали его от перегрева. Также подобрали оптимальные передаточные отношения в трансмиссии. Устаревшие ведущие мосты заменили фланцевыми, с разгруженными полуосями. Установили унифицированные контрольные приборы и усилили раму. И это далеко не все модернизации, которые претерпел автомобиль. Поработали и над внешностью вездехода. Более того, в мае 1951 года был построен 4-дверный вариант ГАЗ-69А с пятиместным салоном. Однако все недостатки прототипа устранить так и не удалось. А потом проект поставили на паузу. Серийная сборка новинки стартовала только 25 августа 1953 года. Одной из главных причин этого стали «неотложные планы министерства», а также ситуация с письмом к Берии, в результате чего с завода было уволено много человек, включая главного конструктора А.А. Липгарта. В конце концов выпуск новинки организовали в отдельном производственном корпусе, куда мог зайти далеко не каждый, так как там собирали еще какую-то военную технику. Но уже 7 ноября «шестьдесят девятый» принял участие в параде на Красной площади.

    К содержанию ↑

    Легенды, связанные с ГАЗ-69

    Интересный факт, что изначально автомобиль должен был получить название «Труженик». Об этом говорит видеопленка, показанная И.В. Сталину после окончания государственных испытаний машины. На них отчетливо видно, что на боковине капота выштамповано слово «Труженик». Такое имя вездеходу дал сам главный конструктор ГАЗа Липгарт. Об этом в своих воспоминаниях рассказывал его сын. Но по какой-то причине это название не было утверждено. Поэтому в серию автомобиль пошел с характерными «залысинами» на боковинах.

    Еще один интересный момент связан с прозвищем автомобиля. В народе его называли «Козлик». Такое имя он получил благодаря особенностям своей конструкции. Так как машина создавалась для нужд армии и сельского хозяйства, ее оснастили простой и прочной подвеской. Однако автомобиль со снаряженной массой 1525 кг без полной загрузки буквально прыгал на неровностях. И из-за такого своеобразного поведения его и прозвали «Козликом». К слову, это говорящее прозвище перешло и на следующую модель – УАЗ-469. Правда, назвали внедорожник чуть грубее, просто «Козел». Связано это было с тем, что автомобиль перенял повадки своего предшественника. Кроме того, во времена СССР на дорогах можно было встретить «шестьдесят девятый» с закрытым кузовом. У такой машины вместо брезентового верха стояла металлическая крыша. Многие автолюбители считали, что подобные модели небольшими партиями выпускались серийно. Однако это не так. Из-за того, что тент не отличался прочностью и практичностью, многочисленные авторемонтные заводы стали предлагать владельцам «Козлика» модернизировать его. Подобные экземпляры производились в полукустарных условиях. И нужно сказать, что получившиеся машины не выглядели привлекательно. При этом эксперименты с закрытым кузовом проводились и непосредственно на УАЗе. Но они не принесли желаемых результатов.

    К содержанию ↑

    Технические характеристики

    Двигатель для «шестьдесят девятого» позаимствовали у более старого автомобиля ГАЗ-20. Это был четырехцилиндровый карбюраторный агрегат. Однако из-за того, что модель была новой, мотор немного модернизировали. Он стал мощнее, экономичнее и более износостойким. Также поставили вентилятор с 6-ю лопастями и радиатор для масла, чтобы предотвратить перегрев двигателя. Цилиндровый блок был взаимозаменяемым с блоком самого силового агрегата. Цилиндры были чугунными и имели вертикальное расположение. Чтобы они были более долговечными, на них «надевали» чугунные гильзы. Их длина составляла 5 сантиметров, а толщина – 2 миллиметра. Именно благодаря им цилиндры служили в 2-3 раза дольше, что было доказано на практике. Также в машине было два масляных фильтра: грубой и тонкой очистки.

    Объем двигателя составлял 2,1 литра. Он генерировал 55 лошадиных сил мощности при 127 Н*м крутящего момента. В смешанном цикле автомобиль тратил около 14 литров горючего. В качестве трансмиссии использовалась 3-скоростная механическая КПП. Максимальная скорость автомобиля достигала 90 км/ч, а с прицепом – 80 км/ч. Длина внедорожника составляла 3850 мм, ширина – 1750 мм, а высота – 2030 мм. Колесная база равна 2300 мм. У машины был впечатляющий клиренс, достигающий 210 мм. В топливный бак автомобиля можно было залить 75 литров бензина. Обе подвески вездехода были зависимыми, рессорного типа, а тормозные механизмы – барабанные.

    К содержанию ↑

    Производство

    Первая крупная партия новой модели была выпущена в 1953 году. Как уже говорилось, автомобиль стали сразу производить в двух вариациях. Стандартный ГАЗ-96 предназначался для нужд армии, а 69А – для сельского хозяйства. Первый имел открытый 8-ми местный кузов и складной тент. Второй же оказался более комфортабельным. Его использовали должностные лица. Вместо лавок в его кабине были установлены мягкие сиденья. Сразу после начала сборки «шестьдесят девятого» 20 экземпляров было направлено в Казахстан, куда вскоре были налажены крупные экспортные цепи.

    Начиная с 1954 года, вездеход постоянно производился и на Ульяновском автомобильном заводе. Это предприятие в военные годы широко занималось выпуском грузовиков. Но с 1956 года Горьковский завод остановил производство «шестьдесят девятого», отдав все полномочия УАЗу. В 1970 году стартовал выпуск модернизированного ГАЗа, который получил индекс 69-68. Всего автомобиль производился 20 лет – до 1973 года. За это время с конвейера сошло более 600 000 единиц модели. Около половины из них были экспортированы в разные страны по всему миру. Примечательно, что вездеход собирался также и за границей. В конце 50-х техническую документацию на модель передали Румынскому автопрому. А с 1962 года ее стали выпускать и в Северной Корее.

    К содержанию ↑

    Версии автомобиля

    У «шестьдесят девятого» было немало модификаций. Причем большая часть из них широко использовалась на просторах Советского Союза и выпускалась достаточно большими партиями. Вот основные из них:

    • ГАЗ-69 – стандартная 8-местная модель;
    • ГАЗ-69А – сельскохозяйственный внедорожник с 5-местным салоном;
    • ГАЗ-69-68 – модернизированная версия 8-местной модели;
    • ГАЗ-69А-68 – улучшенная 5-местная модель;
    • ГАЗ-69Э – внедорожник с экранированным электрооборудованием на базе 8-местной версии;
    • ГАЗ-69М – модификация для экспорта;
    • ГАЗ-69МЭ – экспортная версия с экранированным оборудованием;
    • ГАЗ-69АМ – экспортная 5-местная модель;
    • ГАЗ-69АМЭ – 8-местная модель для экспорта с экранированным оборудованием;
    • ГАЗ-69П – сельский почтовый автомобиль;
    • ГАЗ-69 ЛСД – фургон для медицинских целей;
    • ГАЗ-69 ДИМ – дорожный индукционный искатель.

    Также на базе «шестьдесят девятого» были построены такие модели, как ГАЗ-19 и 19А. Они представляли собой заднеприводные фургоны с грузоподъемностью 600 килограмм. Размеры кузова и колесной базы у этих машин были идентичны базовой модели. Опытные образцы фургонов сконструировали в 1955 году. Они получили закрытые кузова с оригинальными боковыми дверями и крышей. Модели отличались тем, что у ГАЗ-19 было остекление, а у 19А вместо него ставились глухие подштамповки на кузовных панелях. Предполагалось, что данные автомобили будут трудиться в почтовых учреждениях. При этом машины можно было использовать и в качестве городского развозного фургона. Однако до серийного выпуска автомобилей дело так и не дошло. Помешал этому тот факт, что собственное производство пресс-форм и штампов на ГАЗе в тот момент было полностью загружено. Кроме того, потребность в подобных машинах на тот момент была небольшой. Таким образом, выпускать их было экономически невыгодно.

    К содержанию ↑

    ГАЗ-69 сейчас

    В свое время ГАЗ-69 был действительно востребованным автомобилем. Его использовали не только в армии и сельском хозяйстве. Также он был нужен полярникам, милиционерам, медицинским работникам и почтовым службам. Был «шестьдесят девятый» и у Фиделя Кастро. Внедорожник можно встретить и сегодня, но обычно в сельской местности. Причем за автомобиль на вторичном рынке могут просить и 500, и 600 тысяч рублей, и даже более. Но все же он скорее является редкостью. На смену этой модели пришел УАЗ-469, который выпускался до 2011 года. Данную машину можно назвать одним из прародителей современных внедорожников, тем более что это была полностью отечественная разработка. Также «шестьдесят девятый» часто становится объектом тюнинга. Его не просто восстанавливают до заводского состояния, а наделяют его современными опциями и мощными силовыми агрегатами (фото: ГАЗ).

    К содержанию ↑

    Нет больше статей