Любой современный автомобиль может быть использован не только в качестве средства перевозки пассажиров, но и как механизм, позволяющий осуществить перевозку различных крупногабаритных грузов и буксировку другого автотранспорта. Чтобы выполнить подобные действия, в машине в обязательном порядке должен быть установлен фаркоп. Данный механизм входит в стандартную комплектацию любых грузовых автомобилей, а вот на легковые он может быть вмонтирован отдельно.

Для чего необходим фаркоп и какие бывают его виды

Сам по себе фаркоп является тягово-сцепным устройством (ТСУ), имеющим предельный показатель допустимой нагрузки, который необходим для выполнения сцепки и буксировки других автомобилей либо прицепов. Как правило, все ТСУ можно разделить на европейский и американский типы. Первый вариант является наиболее популярным и распространенным на отечественном авторынке и представляет собой металлическую поперечину, которая соединена с кузовом, на которой располагается шаровый узел либо крюк.

    Сами же фаркопы по своему виду подразделяют на:

    • несъемные – первые варианты, которые в данный момент теряют свою популярность в виду непрактичности, поскольку само ТСУ приварено к кузову автомобиля и избавиться от него нельзя;
    • съемные – достаточно удобное устройство, поскольку может быть установлено на кузов автомобиля и снято только в случае необходимости;
    • фланцевые – также являются подвидом съемных фаркопов, однако имеют иную систему крепления и используются при транспортировке грузов до 3500 кг.

    Создание фаркопов является достаточно специфическим и индивидуальным моментом, поскольку сами устройства выполняются с учетом тех задач, под которые они должны быть использованы. Разработчик должен учитывать тип крепления и толщину металла. Кроме того, желательно провести создание электронного макета и оттестировать его прежде, чем выпускать «живой» механизм. Главным показателем для фаркопа является предельно допустимая нагрузка на него.

    Классификация ТСУ в зависимости от предельно возможной нагрузки на них

    В зависимости от того, под какие задачи создан тот или иной фаркоп, определена и такая величина, как максимально допустимая нагрузка. Существует несколько видов ТСУ с различными показателями нагрузки:

    • фаркоп типа «А». Данное устройство способно выдержать горизонтальную нагрузку на уровне 1-1,5 тонны, а также 75-100 кг вертикальной нагрузки. Разбежность в значениях определяют различные факторы, такие, как вес автомобиля, мощность силового агрегата, а также размер самого крепежного шара;
    • шары типа FC и GC – оба варианта крепления являются сварными и предполагают предельную горизонтальную нагрузку в 750 кг, а также вертикальную – в 50 кг. Их единственным отличием является количество проделанных отверстий в планке крепления;
    • тип «F» — представляет собой кованный шар, способный выдерживать груз весом до 2 тонн в горизонтальной нагрузке и 150 кг – в вертикальной. Как правило, данный тип фаркопа используется для установки на внедорожные модели автомобилей;
    • тип «Н» — наиболее часто применяется при установке на автомобили отечественного автопрома. Главной особенностью его конструкции является тот факт, что шар вваривается в свое основание. Способен переносить нагрузки до 900 и 75 кг соответственно;
    • тип «АЕ» — является представителем американского вида фаркопов. Максимум, который способно выдержать ТСУ – 1500 и 75 кг нагрузки.

    Возможно ли осуществить самостоятельную установку ТСУ и потребуется ли регистрация изменений

    Довольно распространенной ситуаций является такой момент, когда владельцу автомобиля очень нужен фаркоп, однако конструкцией самого авто он не предусмотрен. В таком случае можно приобрести отдельное ТСУ и установить его на машину. Однако необходимо знать, что монтаж фаркопа на автомобиль является изменением его конструкции, а, следовательно, требует обязательного согласования с органами полиции и внесения изменений в регистрационные документы авто.

    Чтобы установка устройства ТСУ была легальной и законной, во время проведения ее регистрации водитель должен:

    • иметь сертификат на приобретенный фаркоп. Если устройство не произведено кустарным способом, то при его покупке продавец обязательно выдаст покупателю документ, которым подтверждается соответствие приобретенного ТСУ стандартам и требованиям;
    • предъявить документ, подтверждающий, что сама установка ТСУ осуществлялась в специализированном центре, который после проведения всех необходимых мероприятий выдал бумагу, подтверждающую качество работы;
    • следующий этап – прохождение экспертизы в подразделении ГИБДД, где происходит проверка всех документов, предоставленных владельцем автомобиля;
    • заключительный шаг – внесение изменений в документы на автомобиль, которыми подтверждается правомочность и качество работ.

    Если же соответствующие изменения в документы на авто внесены не были, то при остановке водителя инспектором ГИБДД он будет оштрафован в соответствии с требованиями действующих статей КоАП.

    В целом же, необходимо отметить, что фаркоп является важной и необходимой частью автомобиля в том случае, когда подразумевается регулярное использование прицепа. Поэтому, если заводская конструкция машины не предполагала установку ТСУ, а само устройство необходимо владельцу транспортного средства, то его можно приобрести и установить самостоятельно. Покупку фаркопа нужно проводить правильно, оценивая возможности автомобиля и предельную силовую нагрузку на механизм во время буксировки прицепа. Кроме того, нужно в обязательном порядке провести регистрацию выполненных изменений в конструкцию авто, чтобы не иметь проблем с инспекторами ГИБДД во время движения на дороге.

    Автор: Константин Старченко

    Нет больше статей